Горячее дело Грачёва задвинули в зиму

Связи между «Жилфондом» и «КрасКомом» ждут своих следователей

 Летом в сибирских городах много говорят о том, как коммунальщики готовятся к зиме, но в Красноярске внимание к теме просто зашкаливает. Энергетики пытаются выдавить миллиардные долги из «Жилфонда», а тот расставаться с деньгами не хочет и клянется, что во всём виноваты красноярцы, якобы неаккуратно вносящие квартплату. В связи с этим некоторые аналитики уверяют, что город не будет вовремя подготовлен к зиме, и предрекают коммунальный коллапс. Однако виноваты в этом, по их мнению, не злоупотребления и коррупция, поразившая сферу, а… силовики, взявшие под стражу одного из главных коммунальных деятелей столицы края.

Связи между «Жилфондом» и «КрасКомом» ждут своих следователей
Рисунок: Алексей Меринов

 По чётным - консул, по нечётным - управдом…

Не покидает ощущение, что нам морочат голову, пытаясь заставить думать шиворот-навыворот. Доморощенные аналитики, эксперты, обозреватели и политологи с глубокомысленным видом объясняют, почему был арестован Валерий Грачёв, хотя даже беглое знакомство с его биографией вызывает другой вопрос: «Почему не посадили раньше?».

Этого человека называли теневым хозяином города. И отчасти напрасно – Валерий Александрович не всегда любил тень. Два года назад, когда он праздновал юбилей, полгорода не могло уснуть от грохота и вспышек салюта, не уступающего тем, что расцвечивают ночное небо в Новый год и на День Победы.

Восхождение Грачёва началось в конце восьмидесятых, когда обычный шофёр и бывший краснофлотец понял, что на одну зарплату жить скучно и стал кооператором. Потом был пивной бизнес, мутные связи с местной «братвой» и первое серьёзное предприятие - «СибЧелендж», региональный оператор мобильной связи, которая в те далёкие времена была доступна лишь избранным и той же «братве». Но пришли другие времена, мобильники перестали быть роскошью, и Грачев уступил бизнес МТС за 45,4 миллиона долларов, которые ему удалось удачно вложить.

Валерий Грачев стал монополистом в сфере ЖКХ: ему отдали в аренду на 49 лет инженерные сети Красноярска. Забросив стоматологию, в ЖКХ пришёл зять Грачёва – Андрей Масловский. Валерий Александрович зажил на широкую ногу: воды Красноярского водохранилища бороздила собственная яхта бизнесмена, превосходившая размером судно тогдашнего губернатора Красноярского края Александра Хлопонина. «Коммунальный король» построил шикарный особняк в историческом центре города, и, как говорят, сделал от него подземный переход к своему офису. У Грачёва получилось побыть «графом Монте-Кристо». Правда, тот разбогател после тюремного заключения, а этот - до…

Любопытно, что никто не поинтересовался, зачем бизнесмен Грачёв стал почётным консулом Словакии? Особняк с символами этой страны воздвигнут в самом центре города. Там же, кстати, находится офис компании, владеющей тремя четвертями красноярских коммунальных сетей. Почему всё это под одним флагом? Где задвижки сибирских теплотрасс и где Словакия? На какие инвестиции существует в городе на Енисее представительство далёкого государства, возникшего в результате ссоры двух славянских народов? Хотелось бы также знать, сколько Грачёв вложил в саму Словакию, и что это за деньги? Не те ли, что были собраны с жителей за коммунальные услуги, но так будто бы и не дошли до производителей тепловой энергии? Ни за что не поверю, что «корочки» консула в МИД Словакии Грачёву вручили за выдающиеся душевные качества…

Однако «странным» красноярские «аналитики» называют другое: их интересует, почему делом Грачёва занялось ФСБ, а не МВД или Следственный комитет. Хотя, если разобраться, здесь как раз ничего удивительного нет: высокие коммунальные тарифы в сочетании с низким давлением в трубах центрального отопления плохо сказываются на настроениях граждан. Вот и бдят товарищи из госбезопасности по мере сил за теми, кто вольно или невольно разжигает протестные настроения. Между тем общественность пугают надвигающимся коммунальным коллапсом – дескать, посадка Грачёва может негативно сказаться на подготовке города к зиме. Ни больше, ни меньше. Красноярцев пытаются уверить, что если зимой будет холодно, то виноваты в этом энергетики, потому что управляющие компании должны им более полутора миллиардов рублей.

Никто не обратил внимания на удивительный факт: в тот день, когда «присел» видный коммунальный деятель, его сторонники на совете директоров «КрасКома» продавили решение о сокращении программы модернизации коммунальных сетей города на 500 миллионов рублей. И своим решением оставили находящегося под стражей человека главой совета директоров «КрасКома». Валерий Грачев, не имевший до пятидесяти лет диплома о высшем образовании, а к шестидесяти вдруг ставший доктором экономических наук, не перестаёт удивлять.

Жилфонд на жульническом фоне

Семь крупнейших управляющих компаний Красноярска (по числу районов) не самостоятельны в своих решениях. Их принимает великая, могущественная и таинственная компания Грачева – «Жилфонд», аккумулирующая на своих счетах средства, которые тратятся на жизнеобеспечение более 4000 многоквартирных домов города.

Хотя, если разобраться, детище Валерия Грачева нужно красноярцам ещё меньше, чем словацкое консульство. А вот на её содержание жители города на Енисее тратят наверняка больше, чем Словакия на всё своё министерство иностранных дел. Эдакий гигантский пылесос, созданный для выкачивания сбережений у жителей обслуживаемых домов. При этом прозрачность финансовых операций здесь ниже, чем у пыльного мешка… Может, поэтому почти сразу после основания структура погрузилась в пучину скандалов с криминальным послевкусием.

В организации «левых» поборов эта структура, созданная для повышения «прозрачности, законности и эффективности» проявила небывалую смекалку, стараясь, по возможности, не повторяться…

Так, в 2011 году подразделение красноярского «Жилфонда» ООО «Жилкомресурс», обслуживающее дома Железнодорожного района, было уличено прокуратурой в присвоении денег жильцов. Средства были сэкономлены во время установки энергосчётчиков. Сумма составила около 800 000 рублей.

В 2012 году уже другая структура «Жилфонда», ООО «УК «Центржилсервис», обслуживающая понятно какой район, придумала брать с красноярцев 735 рублей за вызов инженера в связи с вводом в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды. После долгих судебных тяжб с жильцами «Жилфонд» заплатил государству незаконно полученный доход в размере 287 889 рублей 63 копеек. Компании пришлось вернуть жильцам ещё три миллиона за незаконно затеянный ремонт и нецелевую трату средств.

В том же году в Кировском районе прокуратура заставила ООО «Жилфонд» вернуть в бюджет 282 145 рублей 8 копеек, которые они незаконно получили, завысив смету при замене пассажирских лифтов в двух многоквартирных домах. Кроме того, эта управляющая компания провела ремонт сетей теплоснабжения дома и асфальтирование дворового проезда, потратив еще 500 000 рублей без согласования с владельцами квартир…

Впрочем, все эти разборки с жильцами и попытки содрать с них побольше рублей – сущая ерунда. Главным и самым увлекательным занятием собственников красноярского коммунального хозяйства были распилы субсидий и государственных инвестиций, слияния, поглощения, смена учредителей и собственников в подведомственных компаниях и прочие занимательные манипуляции…

Не всё, конечно, получалось. Так, например, депутаты горсовета не позволили «Жилфонду» скинуть на плечи муниципалитета почти 500 невыгодных жилых домов. Понятно, что собирать деньги с собственников квартир и выколачивать субсидии у городских властей интереснее, чем тратиться на реконструкцию и ремонт…

Жилфонд и семеро козлят

Возможно, поэтому Грачёв решил взять под контроль всю финансовую цепочку в коммунальной сфере. Поставив в «Жилфонде» дело на широкую ногу, он продает свою долю зятю - Андрею Масловскому, а сам становится председателем совета директоров крупной коммунальной компании ООО «КрасКом», владеющей львиной долей красноярских сетей. То есть теперь он фактически контролирует и заказчика, и исполнителя, а также практически все финансы в сфере ЖКХ города. Судите сами: за 2011 год на субсидии направлено 975,2 миллиона рублей, полученных 73 управляющими компаниями из 512 действующих, при этом 86,1 процента суммы достаётся компаниям, входящим в ГУК «Жилфонд»… Что это, если не коррупция?

Большая часть этих средств перекочевывала в ООО «Краском», который Грачёв возглавил фактически единолично после продажи активов в «Жилфонде» родственнику. О чистоте помыслов предпринимателя говорит следующий факт: в декабре прошлого года, когда группа депутатов городского Совета направила в прокуратуру Красноярска запрос о деятельности ООО «Краском», руководство этой организации разобиделось и пригрозило подать в суд на народных избранников… за клевету. Суть конфликта заключалась в том, что «Краском», направил в горсовет письмо с просьбой считать инвестиционную программу исполненной и снять с контроля. При этом системы водопровода и канализации на юго-западе Свердловского района не были построены. Защитить честь и достоинство в суде коммунальщики не успели, поскольку их патрона сгребла госбезопасность.

Периодически разные ведомства задавались вопросом: «А для чего городу такая структура как «Жилфонд»?». И не находили ответа. Так, Счетная палата, деятельность организации, пришла к выводу, что эта коммерческая управленческая структура, созданная в своё время для решения таких проблем, как неплатежи населения, низкое качество коммунальных услуг, несоблюдение требований законодательства в жилищной сфере и энергосбережении, ни одну из этих задач не решила. Более того – сама нарушала всё, что только можно было нарушить: завышала тарифы, занималась незаконными поборами, всеми правдами и неправдами старалась отвертеться от расчетов с кредиторами, предпочитая тратить деньги на премии и стимулирующие выплаты топ-менеджменту компании.

В ходе проверок выяснялись вопиющие факты. Например, «Жилфонд» приобретал строительные материалы для капитального ремонта домов по завышенным в 10 раз ценам! На это направлялись средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, который выделил Красноярску более миллиарда рублей. Возбудили громкое дело, учинили разбирательства на сессии горсовета. Ревизоры оглашали с трибуны результаты проверок, готовящиеся к выборам депутаты кричали: «Коррупция! Это состав преступления!». Возбудились прокуратура и полиция, вышло несколько публикаций, а потом как-то всё стихло, а чёрная дыра под названием «Жилфонд» осталась.

Более того, в последний год она имеет тенденцию к стремительному разрастанию. На первое января 2015-го долг поставщикам ресурсов составлял чуть более миллиарда рублей, а к середине года он вырос на семьсот миллионов. При этом менеджмент «Жилфонда» жалуется на неплатежи населения. Интересно, что «Краскому» и его структурам «Жилфонд» почти ничего не должен. Для него средства у народа исправно находятся…

Сегодня один из поставщиков ресурсов - «Сибирская генерирующая компания» - пытается в арбитражных судах вернуть деньги, в том числе через процедуры банкротства семи крупнейших управляющих компаний города. «Жилфонд» изо всех сил сопротивляется. Отбивается в судах. Проводит мощную пиар-компанию в свою защиту: СГК, дескать, хищник, который обманул семь наивных управляющих компаний, а теперь хочет их сожрать. Прямо как в сказке «Волк и семеро козлят». Впрочем, в данном случае слово «козлят» скорее воспринимается как глагол.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру