В этом чёрном июле, который уже сравнили с традиционно щедрым на катастрофы августом, произошли два крупнейших в истории края ДТП. С перерывом в 13 дней. В каждой аварии погибли по 11 человек. В обоих случаях фигурировали автобусы одного предприятия - «Автоколонны 1967».
Бессмысленно выискивать соответствия, улавливать отголоски в этих трагедиях, вплетая сюда эхо практически синхронно грянувших ЧП в других российских регионах. Эти события вызваны к жизни (к смерти) не чёрной магией чисел и казуальных аналогий. Эти события имеют причинно-следственную связь, их закономерность обусловлена ситуацией, сложившейся в России на всех уровнях ответственности.
Уровень федеральный. Символическую подробность привела в связи с аварией на трассе М-53 «Новая газета»: «второй век пытаемся достроить её (федеральную трассу, - «МК»), связать хотя бы одной асфальтированной дорогой Запад и Восток России». Символическую - потому что эта недоделанная дорога, которая вроде бы работает, похожа на всю вроде бы функционирующую систему. Не отлаженную, реагирующую «по случаю», то и дело включающую ручное управление. В этом смысле публичная просьба президента страны помочь пострадавшим тоже символична. К кому бы она ни относилась - к медицинским работникам, местным властям или страховым компаниям, - эта просьба словно подтверждает подозрение: без отмашки сверху сами они там, в регионе, могут не сообразить, не помочь.
Уровень региональный. Дважды за две недели губернатор объявил день траура. И второй раз это выглядело почти так же противоестественно, как преждевременная смерть ехавших в автобусах людей. Уже после 22 июля на наших трассах пострадали пассажиры нескольких автобусов. Люди умирают на красноярских дорогах едва ли не каждый день, и если быть последовательным, день траура можно не отменять – день, месяц, год. Во всяком случае, не отменять до тех пор, пока с края не снимут метку «красного» региона (более 293 аварий в месяц). Случившаяся в тот же день смертельная авария с автобусом в Чечне (это «зеленый» уровень на карте аварийности – менее 61 ДТП в месяц) могла быть случайной. И даже одновременную трагедию в Башкирии («оранжевый» регион – от 176 до 293 аварий в месяц) можно считать исключением. А все вместе?
Как ни крути, красноярская красная метка закономерно ведёт к чёрному июлю. Здесь вряд ли способно помочь объявление траура или выезд главы региона к месту аварии. Оперативностью, которую демонстрировал губернатор, уместно было бы зарядить подчинённых – от министра транспорта до руководителей профильных предприятий, той же «Автоколонны 1967».
Уровень ведомственный. Министр транспорта края Сергей Ерёмин, судя по отсутствию информации в СМИ, на место трагедии не выезжал. И, вероятно, не должен был. Но организовать проверки транспортных предприятий (с помощью надзорных органов или любым другим способом) – думаю, должен. Проверки не постфактум, а настоящие, способные предотвратить.
Через день после аварии, 23 июля, полиция и Госавтодорнадзор оценили техническое состояние транспорта «Автоколонны 1967». И не допустили до перевозок 50 автобусов из 60. А по статистике ГИБДД за 2014 год, причиной четверти аварий становится техническая неисправность транспорта.
Это тоже система управления. Но в отличие от структурированной и упорядоченной системы, где аварии возможны, у нас они неизбежны. Это и есть мёртвый сезон.