Причин для создания кластера инициаторы насчитывают как минимум две. Первая: край является одним из крупных нефте- и газодобывающих регионов – это если и не обязывает, то располагает. Вторая: санкции Запада серьёзно ограничили для добывающих компаний возможности поставок зарубежного оборудования, и гипотетически часть этого оборудования можно производить на мощностях промышленных предприятий Красноярского края.
Пока члены нового кластера задумываются о возможных эффектах объединения, которое позволит создать около 6300 новых рабочих мест за шесть ближайших лет, рядовых потребителей волнует, снизятся ли (не возрастут ли?) в ближайшее время их затраты на топливо.
Поводов для волнений и вопросов достаточно. В крае возобновило работу крупное нефтеперерабатывающее предприятие - Ачинский НПЗ, похоже, оправляется после крупномасштабной аварии. Отгрузка бензина и дизельного топлива возобновлена, - сообщила вчера материнская для завода компания «Роснефть». Станет ли это событие переломным для автовладельцев, которые практические всю осень переживают ценовой шок на топливо, пока не ясно. До сих пор в крае был отмечен дефицит высокооктанового топлива, который сопровождался ростом цен на АЗС.
С момента сентябрьских выборов губернатора в регионе стоимость ГСМ, по оценкам экспертов, выросла в среднем на 10 процентов, а с начала года - примерно на треть. Владелец одной из красноярских сетей АЗС Михаил Кичайкин прогнозирует, что до конца года на рынке будет некоторая стабильность. По его словам, этому способствуют два фактора: снижение сезонного спроса после окончания уборочной кампании и запуск после ремонтов нескольких НПЗ в России.
Но чего ждать после Нового года? По мнению Кичайкина, негативную роль для автовладельцев может сыграть новый федеральный законопроект - об индексации в РФ ставок акцизов и проведении в нефтяной отрасли налогового маневра. Принятый пока в третьем чтении, проект может привести к росту отпускных цен у производителей топлива, поскольку налоговая нагрузка будет переложена с поставщиков сырой нефти на нефтепереработчиков. Впрочем, сейчас, считают эксперты, бензин у крупных поставщиков ГСМ и так переоценен.