Бензин дорожает вопреки нефти

Алчность производителей топлива и покупательская способность населения пошли вразрез

 Начало недели для крупнейших нефтетрейдеров явно задалось. На фоне новых потенциальных экономически-политических санкций для России «черное золото» широко шагнуло в цене. На внутреннем региональном рынке конечных продуктов нефтепереработки - топлива всех мастей - ценники на автозаправках тоже ползут вверх. К тому же по традиции во время уборочной кампании цифры меняются на более высокие. Интриги добавляют выборы губернатора. На период агитационных кампаний, как помнится из опыта прошлых лет, цены бензина тормозятся в росте. Чтобы буквально неделю спустя вновь пуститься в галоп.

Как дальше будут себя вести игроки этого рынка? И почему цена на бензин продолжает расти даже тогда, когда нефть дешевеет? Ведь красноярцы вполне справедливо могли бы ожидать, что на их рынок топливо поступит по сниженным ценам, поскольку и источники сырья, и предприятия переработки находятся под боком.

Алчность производителей топлива и покупательская способность населения пошли вразрез
Рисунок: Анатолий Самарин

 Экономисты уверены, что тенденции к росту цен на бензин в Красноярском крае налицо. Профессор кафедры международного бизнеса Сибирского государственного аэрокосмического университета имени М. Ф. Решетнева, руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» Красноярского регионального штаба Общероссийского народного фронта Александр Пузанов предложил свое видение ситуации:

Рынок ГСМ складывается из четырех звеньев: поставщики нефти на нефтеперегонные заводы (НПЗ), собственно НПЗ, оптовый сектор и розничные продавцы - владельцы АЗС. Причины роста цен на бензин - постоянно увеличивающийся спрос на топливо наряду с отсутствием достаточного количества мощностей для производства бензина высокого качества и изменяющаяся налоговая политика. В цены на бензин заложены налог на добычу полезных ископаемых. В этом году в России повысились акцизы на бензин: для третьего класса они выросли на 11 %, для четвертого - на 10,7 %, для пятого - на 12,1 %. Такие сборы в совокупности составляют 60-70 процентов от стоимости топлива. Это создало предпосылки для роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. На сегодняшний день свыше 95 % оптового рынка нефтепродуктов принадлежит вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), в то время как розничные сети поделены между крупными и мелкими игроками в пропорции 40/60 процентов соответственно. Проблема заключается в том, что оптовые цены на нефтепродукты значительно завышены нефтяными компаниями. Мелким игрокам просто невыгодно покупать бензин по высокой оптовой цене и пытаться угнаться за низкими розничными ценами на бензин, который предлагают нефтяные компании на своих АЗС. Между тем доход этих компаний в собственной рознице весьма велик - это сумма розничной и оптовой «дельты», обычно более 20 %. Цены на бензин в России могли бы быть существенно ниже, если бы не значительная маржа, которая возникает благодаря сквозной олигополизации (ситуация на рынке, когда несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в отрасли – «МК») нефтяной отрасли в добыче, переработке и сбыте. В июле 2014 года соотношение цен производителей на бензин автомобильный и нефть составило два раза (в июле 2013-го - 1,8 раза) (см. таблицу 1).

Соотношение цен производителей на бензин и нефть (на конец периода, в рублях за тонну)
- Как будет расти цена на бензин после выборов губернатора края?

- Задача, поставленная на прошедшем недавно у Аркадия Дворковича (заместителя председателя правительства страны - «МК») совещании по поводу цен на ГСМ, остается той же – удержать рост цены на бензин в пределах инфляции или очень близко к этому, и я считаю, что эта задача достижима, поскольку принято решение максимально способствовать необходимому импортозамещению сельхозпродукции.

Председатель Общественной палаты экономического развития, конкурентоспособности и предпринимательства Юрий Муравьев говорит, что в стоимости бензина «сидят» два участника – нефтедобытчики и продавцы топлива: «Причем, как правило, это одни и те же люди и компании, с чуть изменёнными названиями. Они сами добывают. Сами перерабатывают. Сами стремятся продавать. Ведь появление сети заправок под марками производителей – это как раз та тенденция, которая монополизирует рынок. К тому же жестко он регламентирован со стороны государства. Их (продавцов бензина и нефтедобытчиков) основная задача – получить максимальную прибыль. Когда цены растут на внешнем рынке, они ссылаются на этот фактор и повышают цены на АЗС. А когда, напротив, на биржах нефть дешевеет – опять объясняют необходимость повышения цен для потребителей необходимостью компенсировать убытки. Это своего рода лукавство, которое, возможно, до сих пор не обходится без картельного сговора. Сегодня эту сцепку разорвать фактически нельзя. Это же рынок! До тех пор пока бензин покупается по растущей цене в прежнем объеме – никакого снижения цен не будет. Если люди вдруг откажутся покупать бензин… Тогда стоимость пойдет на убыль! Но это не в ментальности россиян! А что касается цен, то их обоснованность вызывает серьезные сомнения. К примеру, был я тут на заправке. Дизель - это отходы нефтепереработки - сравнялся со стоимостью высокооктанового бензина: АИ-98 и дизельное топливо «Евро» стоят одинаково, около 36 рублей! Такого вы не увидите нигде в мире!»

Динамика цен на нефть и розничных цен на топливо в Красноярском крае
Экономисты не увидели прямой зависимости между колебаниями цен на внешнем рынке и внутреннем: как бы ни «играла» цена на бирже, на заправках она регулярно только растет (см. таблица 2).

Депутат Госдумы Валерий Зубов уверен, что для роста цен на ГСМ в Красноярском крае есть две причины: «Во-первых, основной поставщик ГСМ – это Ачинский НПЗ, который в начале этой недели начал свою деятельность после аварии. Есть еще поставки с Омского и Ангарского НПЗ, но они меньше. А основные цены диктует, конечно, Ачинск. Ну что ж, своя рука владыка! А вторая причина – ремонт НПЗ. Может быть такое, что его цена будет зашита в стоимость горючего, выходящего из недр НПЗ? Я допускаю такую возможность. Ведь и сейчас уже стала заметной тенденция – под соусом санкций некоторые нефтекомпании пошли за бюджетной поддержкой, но пока ее не получили… А то, что нефть пойдет на внешние рынки – сомнений нет. Так же происходит, к примеру, с зерном. Урожай в этом году колоссальный, но и цены из-за спроса на внешнем рынке внутри страны тоже поднялись!»

ХХХ

Последствия аварии на НПЗ в Ачинске были серьезны: комплекс вторичных процессов, который позволял заводу выпускать максимально возможные для него объемы автомобильного топлива, фактически разрушен. Ущерб от ЧП составил, по некоторым оценкам, около миллиарда долларов. Как отметили в компании, цены на АЗС «Роснефти» в Красноярском крае после аварии на Ачинском НПЗ не повышались. В период остановки завода компания восполнила недостаток поставок нефтепродуктов в Красноярский край. Для этого были увеличены объемы переработки нефти на Ангарской НХК и Комсомольском НПЗ. С 1 сентября предприятие приступило к выпуску основных видов нефтепродуктов: прямогонного бензина и дизельного топлива, судового и авиатоплива, а также ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов). По планам «Роснефти», Ачинский НПЗ в сентябре произведет более 400 тыс. тонн товарной продукции, что составляет около 70 % от доаварийных показателей. Объемы будут наращиваться в последующие месяцы.

Сохранятся ли при этом прежние цены на ГСМ? Эксперты, опрошенные «МК», сомневаются. Выступили против монополий только представители так называемых Союзов владельцев АЗС. «Союз владельцев независимых АЗС» и его представитель Михаил Кичайкин недавно выразил в СМИ свое мнение: дескать, «компании «Роснефть» и «Газпромнефть» принадлежат государству, «Красноярскнефтепродукт» — краевая собственность. Все их убытки компенсируются за счет бюджета, то есть, по сути, из карманов тех же потребителей. Но при этом частные владельцы АЗС ставятся в заведомо проигрышное положение. В результате они вынужден или нести убытки, или продавать бензин по более высоким ценам, или даже «заматывать» свои АЗС. В перспективе это может привести к уходу с рынка независимых игроков и увеличению доли вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов). Для потребителя это плохо тем, что в период стабильных оптовых цен и отсутствия каких-либо выборов в ближайшей перспективе именно частные АЗС сдерживали рост цен, продавая бензин дешевле монополий».

Общественная организация с аналогичным названием – «Союз владельцев автозаправочных станций» (в нее вошли крупные игроки – «Магнат-РД», «25 часов», «КНП», «Фортуна плюс» и другие) - обратилась в региональное управление ФАС и краевую прокуратуру. И заявили, что только за месяц (с 20 июня по 20 июля) такой поставщик как «Газпромнефть» повышал 4-5 раз цены на мелкооптоовом рынке, однако при этом на своих собственных сетях не увеличивал стоимость ни разу. В этом, считают представители Союза, и заключается «дискриминация по отношению к другим сетям АЗС в крае». УФАС оценило их реплику как «крик души». Этого же мнения приудерживается и Валерий Зубов: «Это не более чем крик души. Но возможно, что им как «малышам» отгружают топливо по более высокой, фактически розничной цене». Сейчас Союз ожидает реакции от прокуратуры края.

В том, что Ачинский НПЗ все же заработал и это позитивно скажется на региональном рынке нефтепродуктов - уверенности нет. Как и в том, что сразу после выборов цены на АЗС не будут меняться.

Депутат ЗС Владислав Зырянов считает, что ситуация с выборами даже на федеральном уровне «мягко» согласуется со сдерживанием цен на бензин, а уж до местных выборов нефтяникам дела вообще нет: «За долгие годы реформ Россия потеряла главное преимущество – дешевые энергоресурсы для производства товаров и услуг. Несмотря на источники сырья, одни из самых богатейших, в том числе и в нашем регионе. А одну корреляцию я вижу точно: желание нефтяных компаний как можно больше заработать. И напомню, большинство из них являются государственными. Мы наблюдаем такую государственную политику: в одном рубле цены бензина 56 копеек – налоги и сборы».

Определяющими факторами, по словам народного избранника, до сих пор являются, с одной стороны, алчность нефтяников, с другой, покупательская способность населения. По всей видимости, скоро они разойдутся в разные стороны окончательно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 3 сентября 2014

Заголовок в газете: Нефть как фактор риска

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру