Регион перейдет на летное время Москвы

Малую авиацию Красноярского края возьмёт под крыло Федерация

 Красноярский край – территория особая, и не только из-за отдаленности его крайних точек, между которыми более двух тысяч километров. Понятно, что транспортная доступность в таком регионе – важнейшее условие, и повышение мобильности людей и грузов при такой территориальной протяжённости находится под пристальным вниманием краевых властей.

Проблема региона еще и в том, что отнюдь не везде может быть проложено наземное или водное сообщение – особенности северных районов края, вечная мерзлота заставляют искать иные пути. А вот развитие авиаперевозок – дело посильное и стратегически важное. Именно поэтому стремление вдохнуть новую жизнь в малую авиацию и авиаперевозки внутри региона продемонстрировали в краевом правительстве.

Малую авиацию Красноярского края возьмёт под крыло Федерация
Министр транспорта Красноярского края Сергей Еремин: "К концу года передача шести малых аэропортов края в собственность Федерации будет завершена". Фото: Екатерина Малая

Поддержка президента

Месяц назад врио губернатора Красноярского края Виктор Толоконский во время встречи с президентом страны Владимиром Путиным поднял ряд вопросов, касающихся развития авиасообщения в регионе. Толоконский, в частности, тогда заявил о необходимости передачи из краевой собственности в федеральную шести малых аэропортов, а также плоскостных сооружений международного аэропорта «Емельяново». Причина инициативы понятна: подавляющая часть больших и малых аэропортов России находится в федеральной собственности, и, как следствие, финансирование модернизации и содержания этих дорогостоящих объектов идет из бюджета страны, а не регионов. Владимир Путин согласился с необходимостью принятия подобного решения и поручил министру транспорта России Максиму Соколову поддержать предложение Виктора Толоконского по этим двум вопросам. Практическая работа по передаче аэропортов и плоскостных сооружений аэропорта «Емельяново» уже началась.

История полетов

В советское время малая авиация покрывала практически все населённые пункты, включая районные центры Красноярского края. В большинстве из них была своя взлетная полоса. Активное социально-экономическое развитие, богатейшие месторождения полезных ископаемых на Крайнем Севере создавали условия для работы аэропортов, которые активно использовались авиаторами в интересах местного населения. Этот транспорт был доступным.

Но за годы перестройки, да и много позднее, возродить авиасообщения до прежнего уровня, кажется, стало невозможно. Слишком много произошло изменений: фактически перестали выпускаться отечественные самолеты малой вместимости для нужд местной авиации. Часть портов перестала эксплуатироваться, а особенно в центре края, где были построены новые автомагистрали. Но Север края не может существовать без авиации.

Именно там за последние годы налажены довольно интенсивные пассажирские и грузовые перевозки по воздушным трассам. В то же время финансирование аэропортов из бюджета края не предполагает затрат на модернизацию, без которой они могут стать непригодны для эксплуатации. Три года назад было создано Федеральное казённое предприятие «Аэропорты Красноярья». В него вошли пять северных аэропортов из одиннадцати - Кодинск, Мотыгино, Северо-Енисейск, Подкаменная Тунгуска (Бор) и Туруханск. Остальные шесть – три эвенкийских Тура, Байкит и Ванавара, а также Енисейск, Хатанга и самый северный аэропорт в крае, Диксон, - оказались в подвешенном состоянии. К примеру, в самом поселке Диксон сегодня проживает около 600 человек, и их транспортная мобильность должна быть обеспечена в полной мере. А аэропорт там находится в самом плачевном состоянии.

Не в лучшем виде и аэропорт в Хатанге, который является запасным для Норильска, поскольку расположен в более удачном месте и с точки зрения климатических условий, и имеет довольно неплохую полосу для посадки не только малых самолетов, но и большой авиации.

Транспортная безопасность

Передача этих портов в федеральную собственность позволит дать новый импульс развитию прежде всего северным районам края. Понимая эту задачу, Виктор Толоконский и обратился к главе страны за поддержкой. Положительное решение вопросов, поднятых врио губернатора на встрече с Путиным, имеет важнейшее значение для развития авиасообщения в Красноярском крае. По прогнозам регионального минтранса, к концу этого года в соответствии с поручением президента организационная работа будет завершена.

В ситуации, когда малые аэропорты находятся в собственности Красноярского края, не имеющего значительного количества финансов на их реконструкцию и поддержание в работоспособном состоянии, аэропорты не имеют будущего. Сейчас не переданные аэропорты находятся на балансе главного регионального перевозчика – госпредприятия «КрасАвиа». Все шесть уже нуждаются в качественном ремонте и реновации. На их содержание необходимо около 320 млн рублей ежегодно. Эти средства компания «КрасАвиа» вынуждена тратить из собственного оборота. Причем это своего рода «прожиточный минимум»: их хватает только для самого необходимого и элементарного поддержания аэропортов в работоспособном состоянии. Передача шести аэропортов в федеральную собственность позволит «КрасАвиа» направить больше средств в развитие компании. Эвенкия, Таймыр, Диксон и Хатанга - это те территории, где воздушный транспорт зачастую является единственным круглогодичным средством доставки грузов и перевозки людей. Поэтому особенностью «КраАвиа» является выполнение социально значимых авиационных пассажирских перевозок и работа в труднодоступных и удаленных районах Крайнего Севера.

Авиаторы будущего

В регионе работают несколько авиапредприятий, они имеют и вертолетные, и самолетные парки. Кроме «КрасАвиа» перевозки осуществляют местные компании, относящие к разряду малых, – «Таймыр», «АэроГео», «Турухан», «Восток-Авиа», «КАТЭК-Авиа», «Скол», «Икар». Они фактически и являются главными эксплуатантами краевых портов и тех, которые получили статус федеральных, но находятся на территории края.

Чем занимается малая авиация в крае - известно. Главная ее задача – организация регулярных пассажиро- и грузоперевозок. Так называемая разлетная карта региона выглядит уже довольно разветвлённой и насыщенной: маршруты связывают не только Красноярск и Норильск, но развиваются и межрайонное, и местное авиасообщение.

Понятно, что авиационная отрасль является ключевым звеном транспортной инфраструктуры края. Не случайно в крае начали разрабатывать концепцию развития малой авиации. Депутат Законодательного собрания края от Таймыра Николай Фокин по этому поводу неоднократно заявлял:

- Есть разные подходы в этой отрасли. Одна из идей – передача аэропортов Красноярского края в федерацию. Некоторые из наших северных портов строились в 40-е годы прошлого века. У нас по остаточному принципу финансируется отрасль. Одновременно происходит старение авиапарка. В 80-е годы, к примеру, у нас в Хатанге был такой пассажиропоток, как сейчас в аэропорту «Емельяново».

Еще одна проблема - старение пилотного состава, нужна своя обучающая база. Генеральный директор компании «АэроГео» Александр Мамаев считает, что для развития отрасли необходимы качественные кадры, и это 80 процентов успеха. Еще 20 процентов он отводит состоянию техники.

Первым делом – самолеты

Реконструкция и модернизация всех аэропортов страны финансируется по пяти федеральным программам общей стоимостью около 451,5 млрд рублей. До 2020 года дополнительно будет выделено еще 470 млрд рублей. Малая авиация – единственное средство транспортной доступности для 15 млн человек в стране, 28 тыс. населенных пунктов РФ, 60 процентов территории страны. Поэтому главной проблемой развития малой авиации эксперты называют техническое переоснащение и разработку современных самолетов на замену Ан-2, и Ан-24, уже «выходящим на покой».

Как отмечали месяц назад в Общероссийском народном фронте, авиасообщение должно налаживаться в регионах с большими территориями, низкой плотностью населения и неразвитой дорожной инфраструктурой, в их числе был назван и Красноярский край.

Согласно экспертным оценкам, парк самолетов малой и региональной авиации состоит в основном из зарубежных судов, которые, по прогнозам, вскоре могут полностью вытеснить самолеты отечественного производства. Это неизбежно повлечет ликвидацию структур поддержания летной годности отечественной техники и потерю потенциала летного и обслуживающего состава, снизит возможности внедрения новых разработок.

Иными словами, для выведения отрасли малой авиации из кризиса требуется создание на территории страны производства судов малой авиации, строительство сети аэропортов для них со всей необходимой инфраструктурой, совершенствование системы подготовки и переподготовки летных кадров.

Назревшие проблемы большой авиации

Но кроме забот о малой авиации, краевые власти занимаются и развитием большой. Главный аэропорт Красноярского края – «Емельяново» находится в краевой собственности. По оценкам регионального минтранса, для приведения аэропорта «Емельяново» к международным стандартам, для модернизации и развития инфраструктуры, подготовке к ежегодно увеличивающемуся количеству пассажиров (по итогам прошлого года, более 2 млн человек) требуется около 21 млрд рублей, в том числе половина этой суммы пойдет на строительство нового пассажирского терминала, паркинга, ремонт инженерных сооружений. И если в ближайшее время не начать масштабную модернизацию аэропорта, то край может лишиться не только темпов роста, но и снизить финансовые и физические показатели воздушной гавани. И здесь речь идет в первую очередь именно об инфраструктуре, позволяющей обеспечить посадку и взлет всех типов воздушных судов. Передача плоскостных сооружений аэропорта «Емельяново» (взлётно-посадочная полоса, перрон, места стоянок и рулёжные дорожки) имеет важнейшее значение для развития регионального авиасообщения. По оценкам экспертов, взлетная полоса главного аэропорта краевого центра имеет возможность принять любой тип судна, находится в хорошем техническом состоянии и минимум 4-5 лет позволит аэродрому проработать в штатном режиме. В то время как перрон и еще несколько технических объектов нуждаются в капитальном ремонте. Нагрузка на региональный бюджет в случае решения обходиться своими силами была бы неподъемной. Поддержка Владимира Путина в части передачи в федеральную собственность плоскостных сооружений и ремонт их за счет федеральных средств существенно сэкономит краевую казну. В данный момент минтранс региона готовит технико-экономическое обоснование передачи объектов для проведения последующего ремонта. На реконструкцию перрона разработана проектно-сметная документация. Она прошла экспертизу, получено разрешение на проведение ремонтных работ. Пакет документов будет передан в минтранс России для включения в планы работы ведомства.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 27 августа 2014

Заголовок в газете: Летное время

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру