Посчитано также, сколько уже ушло под землю. С 1995 года, когда первый раз черпнули грунт ковшом, и по 2009-й в общей сложности потратили 2,505 млрд рублей. Что получил город за эти деньги? С точки зрения жителей – засыпанные шахты, пару лет назад заасфальтированные главным образом под автостоянки. Остались три ствола станций «Площадь Революции», «Улица Копылова» и «Вокзальная» на глубине до 82 метров, тоннели тянутся на несколько километров. С 2010 года федеральных денег на проект не выделялось, а в 2011-м стволы шахты засыпали песком. Теперь это подземное царство требует неких технических работ по содержанию.
Как говорится в письме парламентариев, ежегодно город должен изыскивать в своем бюджете до 50 млн рублей на «проветривание, освещение, осмотр, откачку воды, спуск-подъем людей на горизонт для этих целей». Чаяния депутатов понятны: катакомбы, хоть и законсервированные, доставляют много хлопот и требуют десятки миллионов. Услышат ли мольбы федералы, которые профинансировали около 72 процентов строительства подземки?
«Отец» красноярского метро, экс-губернатор края, депутат Госдумы Валерий Зубов с горечью говорит о суровой судьбе своего детища: «Мечтать об увеличении расходов из бюджета страны нереалистично. А про метро надо лет на десять забыть! Это самое больное и самое горькое, что я могу произнести. Но это реальный факт, я экономист…»
Министр транспорта края Сергей Еремин полагает, что метро, конечно, остро необходимо. По словам чиновника, за последние пять лет количество автотранспорта в краевой столице с ее миллионным населением увеличилось резко примерно в пять раз: «Я, скорее, соглашусь с позицией Валерия Михайловича. Ведь не только общая экономическая ситуация в стране будет меняться. Транспортная инфраструктура города нуждается в серьезной модернизации».
Собеседник «МК» в краевом правительстве искренне удивлен подобной инициативой городского масштаба: обычно прошения к вершинам власти о финансовой помощи от края пишут как минимум депутаты ЗС. Кроме того, он предложил вспомнить о заявленной цене самой Универсиады в крае – ее планируют провести за 40 с лишним миллиардов рублей: «Что, надо Универсиаду отменить, а на эти деньги построить метро? И то не хватит…»
Другой эксперт «МК» из регионального истеблишмента выразился так: «Если чуда в стране не случится, то таких денег никто краю не даст. Москва смотрит на все субъекты - каждый приезжает со своим вопросом. А мы как выглядим? Ой, давайте Универсиаду у нас проведем! Через некоторое время опять миллиардная новация – а может, и метро достроим? Так мыслить – это надеть розовые очки и фантазировать!» Наш источник не исключает, что за обращением депутатов горсовета, содержащим достаточно много технических тонкостей подземки, могут стоять интересы подрядчика - ООО «Красноярскметрострой», привлекавшего головную организацию ОАО «Бамтоннельстрой», также расположенную в Красноярске.
Но, похоже, стародавняя и лелеемая мечта, зародившаяся еще в 60-е годы прошлого века, так и останется пока лишь хлопотным подземельем, требующим проветривания и осушения.