Деньги, вперед!
Оценивая ситуацию в медицине во время принятия трехлетнего бюджета края, Данильченко приводил такие факты. По его словам, ряд показателей в регионе изначально формировался ниже нормативов стоимости медицинской помощи, установленных Федерацией: «Дефицит составляет несколько миллиардов рублей. Это в разы больше, чем в Новосибирской области, в Республике Алтай. А в Омской области в сфере здравоохранения в 2014 году даже был профицит бюджета - более миллиарда рублей. Общее финансовое обеспечение здравоохранения по сравнению с предыдущим годом в 2015-ом уменьшено более чем на два миллиарда рублей. Кредиторская задолженность в медучреждениях растет, как снежный ком, и на конец года прогнозируется около 1,5 млрд рублей. Не предусмотрены средства на капитальный ремонт зданий, ремонт оборудования, на мероприятия по устранению требований надзорных органов, а это около 600 млн рублей. Недостаточно выделено средств для оказания специализированной медицинской помощи (это наркология, психиатрия, туберкулез). Не предусмотрены и средства на развитие высокотехнологичной помощи. Здесь недофинансирование составляет 290 млн рублей. Под угрозу поставлены планы не только тиражирования и развития, но и хотя бы сохранения на прежних уровнях высокоэффективной помощи больным. А это сердечно-сосудистые заболевания, сосудистая хирургия, нейрохирургическая патология (наши врачи делают уникальные операции на головном мозге, позвоночнике), заболевания опорно-двигательного аппарата. Современные технологии лечения, заведенные в край нашими специалистами-медиками в рамках программы модернизации краевого здравоохранения, могут быть безвозвратно утеряны! Обслуживание и ремонт оборудования – еще один вопрос, к рассмотрению которого необходимо вернуться. На капремонт, по предварительным расчетам минздрава, ежегодно необходимо около миллиарда рублей. В бюджете ФОМСа предусмотрены средства лишь на текущий ремонт – 100 млн рублей, а нужно 250 млн. Но высокотехнологичное оборудование требует постоянного сервисного обслуживания. На оборудование были затрачены миллиарды бюджетных денег. Та же история - с расходными материалами для оборудования, отсутствие которых влечет за собой простаивание техники. Нет расходников - нет обследований, очередь на которые в поликлиниках тянется неделями».
В 2015 году региональное здравоохранение пережило ещё одну новацию - уменьшение финансирования со стороны федерации, которая на 80 процентов формируют бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС). Край выкрутился просто: на 30-40 процентов снизил нормативы стоимости медпомощи, - говорит председатель комитета по здравоохранению и социальной политике ЗС. По словам Данильченко, самая острая проблема сейчас –беспрецедентный рост кредиторской задолженности краевых медучреждений перед поставщиками оборудования, расходных материалов, лекарственных средств. «Наша основная задача сегодня – сокращение просроченной кредиторской задолженности до месячной, меры принимаются, но не всегда средств бюджета хватает», - объясняет депутат. В некоторых районных больницах просрочка составляет полгода.
В краевом минздраве приводят такие цифры. Кредиторская задолженность медучреждений на 1 ноября этого года составляет 1,1 млрд рублей. Если перевести эту цифру в «среднюю по больнице», получается, что каждое из 186 лечебных заведений края, входящих в систему ОМС, задолжало около шести миллионов! Что такие долги могут означать для красноярских лечебниц?
Суть до дела: эксперт раскрывает тайны
На практике долги превращаются в судебные иски к главным врачам медучреждений. Осенью этого года поставщики медоборудования и препаратов начали инициировать предъявление претензий краевым клиникам. В базе данных краевого арбитражного суда только к Красноярской межрайонной клинической больнице скорой медпомощи им. Карповича (известной как БСМП) - с августа заявлено более 20 исков. А ведь через это учреждение ежегодно проходит более 60 тысяч пациентов из края.
Любопытно, что сами инициаторы судебных дел неохотно комментируют в публичном пространстве свои финансовые претензии. Претензии, повторим, немалые.
Так, оптовая компания «Трансторгмаркет», поставщик техники, фармацевтических и медицинских товаров, отсудила у больницы более 6 989 475 рублей задолженности и более 703 тысяч неустойки по договору поставки. Московское ЗАО «Ланцет», поставщик инновационных лекарств, высокотехнологичного оборудования и расходных материалов, судится за долг в 5,6 млн рублей и требует пени в 136 тысяч. Компания «Интермедсервис» взыскивает с клиники 1 466 753 рублей…
Один из крупных поставщиков, обеспечивающий ряд клиник, рассказал «МК» о ситуации в отрасли, что называется «изнутри» - как эксперт. Нашему корреспонденту он представился Михаилом:
- Поставляем медикам всё – от батонов хлеба до презервативов, уникальное оборудование, дезинфицирующие средства... С нами проблем нет, привезем всё что прописано в госконтрактах. Но вот вопрос оплаты со стороны медучреждений в этом году очень острый… Не открою Америки, если скажу, что та же БСПМ имеет долги под 300 млн рублей. Детская краевая больница должна поставщикам, по некоторым сведениям, около 180 млн рублей. Четвертая гинекологическая горбольница – около 40 млн рублей.
- Чем чреваты такие денежные проблемы?
- Во-первых, на глазах снижается качество поставляемых товаров. Краевые власти говорят: есть сто рублей на тысячу единиц нужных медикам товаров. Надо купить на меньшие деньги необходимый объем. Как это сделать? Есть, как видится, два пути. Первый - снизить качество товаров. Ведь то, что поставляется в некоторые клиники – это «отдельная песня». Дешевые резиновые перчатки, к примеру, ведут к тому, что у хирургов появляется экзема и так далее. Расходные материалы и лекарства такие, что я, к примеру, не буду ими пользоваться в личной жизни.
Второй путь – снижение объема поставок из-за сокращения денег. Этот путь ведет к тому, что больные, не исключено, вынуждены приобретать медицинские средства (вплоть до сшивного материала и бинтов), прописанные в программе госгарантий ОМС как бесплатные для пациентов, на собственные средства. Посмотрите, насколько увеличились выручка в аптеках края – на 40 процентов за этот год! Это как раз характеризует ситуацию: люди двинулись к фармацевтам, чтобы закупить то, чего недодают в больницах!
- Каковы сегодня действия поставщиков? И не ведёт ли эта ситуация к переделу рынка?
- Поставщики ждут денег. Если их нет в течение трех месяцев (таковы сроки оплаты по большинству госконтрактов), то обращаются в суд. А это ещё минимум полгода на исполнение судебных решений. Поэтому все притихли, ждут. Работаю с теми клиниками, которые оказывают платные услуги. Но, например, в центральных районных больницах вообще нет платных услуг. Или не было до недавнего времени. В это время некоторые компании могут просто уйти с рынка. Как работает такой механизм? Я, к примеру, заключаю госконтракт, беру кредит под 18-22 процента годовых в банке, все просчитываю, закупаю товар, отправляю в больницу. Та не рассчитывается через три месяца. Я перестаю поставлять медицинские товары. Пациенты идут в аптеку - я ухожу с рынка. По моей оценке, в этом году с рынка ушло около половины местных компаний. Не секрет, что несмотря на сложности региональной медицины, к нам не прочь зайти поставщики из других регионов. В чем причина их интереса к клиникам, которые должны миллиард – можно только догадываться…
Смертность от дефицита?
Ситуация, в которой оказалась краевая медицина, сложилась под влиянием многих факторов. Один из них – удорожание лекарств и медоборудования, которому пока ещё нет отечественных аналогов. По словам собеседников «МК», ценник на так называемые евро-прайсы зарубежных производителей увеличились в этом году на 50-70 процентов. С другой стороны, краевой бюджет испытывает колоссальный дефицит средств. И медицина - казалось бы, до недавнего времени самая защищенная статья бюджета - сегодня выглядит остро недофинансированной.
Трагичных историй из жизни пациентов края пока мало, но в других территориях проблемы обострились до предела. К примеру, на днях в Нижнем Новгороде городская больница отказалась принимать новых пациентов и лечить их по полису ОМС, - сообщает портал NN.ru. Бюджетное госучреждение исчерпало финансовые ресурсы и может оказывать только платные услуги, - заявляет руководство больницы.
Краевые власти говорят, что после корректировки бюджета на погашение задолженности в отрасли дополнительно выделено 316,5 млн рублей, которые уже перечислены в фонд ОМС. «Межбюджетные территориальные средства, которые будут выделены в 2015 году на оплату задолженности из фонда ОМС, составят 190 млн рублей. Для учреждений, имеющих кредиторскую задолженность более двух месяцев, в последнем квартале этого года выделяется более 500 млн рублей для погашения задолженности. В первом квартале 2016 года для погашения кредитов будет направлено еще 300 млн рублей», - сообщили «МК» в региональном минздраве.
Но получается, что остатки долгов этого года плавно перетекут в следующий - около 600 млн рублей.
Член комитета по здравоохранению и соцполитике ЗС Марина Добровольская видит выход из ситуации в тщательной проверке расходования средств медучреждениями и системой ОМС. А оптовый поставщик «Михаил» напоминает, что некоторое время назад в регионе обсуждалась возможность создания единого склада медицинских средств и оборудования, который бы позволил контролировать их расход в клиниках, сегодня самостоятельно заказывающих лекарства, расходники и пр.
Пациентам клиник, иными словами населению края остается надеяться на себя. И на платную, коммерческую медицину, которая становится реальной повседневностью. Но главная опасность кроется в возможном повышении уровня смертности, который по некоторым категориям заболеваний и так более чем высок. Краевые депутаты отмечали, что на начало 2015 года смертность в крае повысилась на 3 %. Прирост произошел за счёт заболеваний органов дыхания, пищеварения, кровообращения, из-за новообразований. Специалисты отметили рост смертности у хронических больных. То есть тех, кто был постоянными пациентами медучреждений.
«У меня смятение и большая грусть! – эмоционально оценивает финансовое состояние краевых медучреждений депутат Марина Добровольская. - Просто замалчивать эту тему невозможно. Мёртвым не нужны школы, культура, экономика, за развитие которых мы все ратуем, нередко забывая, что это нужно живым. Но в этом и есть главная цель медицины – сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни людей в крае». «На детях, стариках, на здоровье экономить нельзя, чтобы не допустить социальный взрыв», - поддерживает коллега по Законодательному собранию Владислав Зырянов.
ХХХ
Депутаты озвучивают не инновационные идеи – скорее это общее место традиционной для власти всех уровней риторики. Тем не менее очевидно, что та же региональная, да и федеральная власть допустила недофинансирование отрасли, «на которой нельзя экономить».
И вывод, который напрашивается в связи с вышесказанным, тоже достаточно очевиден, хотя и нежелателен. Похоже, российское, в том числе краевое здравоохранение сознательно и целенаправленно двигают к переходу на коммерческую основу. А с бесплатной медициной пора попрощаться уже сейчас, чтобы разлука не стала неожиданностью.