ЧП произошло 2 апреля. На момент сдачи номера «МК» в печать всё ещё не были готовы результаты судмедэкспертизы, назначенной полицией края. В пресс-службе ведомства пояснили, что и уголовное дело пока не возбуждено. Выясняются подробности операции, проводится проверка медицинского учреждения.
В ближайшее время делом займутся сотрудники Следственного комитета РФ по краю.
О Сергее Капустине на сайте клинике сказано, что он окончил Красноярский медицинский институт с красным дипломом. «Пластической (эстетической) хирургией или хирургической косметологией (по старой классификации врачебных специальностей) занимаюсь с 1991 года, - сообщает подробности биографии сам хирург. - Учился у одного из старейших пластических хирургов России и СССР И. А. Фришберга. В 1998 г. - директор и оперирующий хирург собственной клиники. Владею всеми основными видами эстетических операций. Имею диплом, сертификат пластического хирурга, а также свидетельства о плановых переподготовках».
О преимуществах клиники сообщается: «Все эти годы мы не занимаемся ничем, кроме профильной деятельности. Мы не удаляем зубы, не оказываем парикмахерских и косметических услуг…».
Между тем известно, что три года назад минздрав Красноярского края обратился в арбитражный суд по поводу нарушений в клинике. В деле есть такая цитата: «Комплекс исследований для плановых пациентов в полном объеме ответчиком проведен не был… не проведена регистрация электрокардиограммы, расшифровка, описание и интерпретация электрокардиографических данных».
А далее - ещё более важная информация: «в нарушение… норм при подготовке пациентов к проведению плановой операции заблаговременный осмотр пациента анестезиологом-реаниматологом в указанный период не проводился».
Тогда клиника отделалась административным штрафом в 40 тысяч рублей.
«МК» поинтересовался, какова процедура действий правоохранительных органов в подобных случаях. Адвокат Адвокатского бюро «Мальтов и Партнеры» Дмитрий Мягков как эксперт считает: «Вероятно, территориальным органом Следственного комитета будет проводиться проверка в порядке соответствующих статей Уголовно-процессуального кодекса. По результатам будет принято решение либо о возбуждении, либо об отказе в возбуждении уголовного дела по каким-либо основаниям (например, отсутствия события преступлении или состава преступления). Следователь должен по закону опросить тех лиц, которых посчитает нужным, назначить необходимые экспертизы и исследования. По их результатам он примет окончательное решение в срок от трех до десяти календарных дней».
- Могут ли быть изъяты видеозаписи операции? И обязаны ли их вести в частных клиниках?
- Если о таких записях известно следствию, то их изъятие возможно. Однако использовать видео в качестве доказательств следователь, скорее всего, не будет, так как он не специалист в пластической хирургии и не может самостоятельно дать оценку того, что зафиксировано на записи. Необходима, повторюсь, экспертиза. Прямой обязанности вести в клиниках такие записи законодательство не закрепляет.
- Какие действия могут предпринять родственники погибшей?
- Родственникам необходимо дождаться результата проверки и в зависимости от принятого процессуального решения планировать дальнейшие действия. Возможно, стоит обратиться к адвокатам.
В свою очередь эксперт в области анестезиологии и реаниматологии на правах анонимности пояснил «МК», что при назначении дозы наркоза специалист - анестезиолог-реаниматолог - должен основываться на тщательном анализе индивидуальных данных пациента: «Операция не начнется, пока он не проведет все необходимые действия по введению человека в наркоз на основе анализов: вводит препараты, подключает человека к аппаратам искусственного дыхания, если это общая анестезия. На протяжении всей операции анестезиолог находится рядом с пациентом, контролирует дыхание, артериальное давление, пульс, температуру, следит за другими жизненно важными процессами организма. После операции больной должен находиться под «надзором» анестезиолога еще полтора-два часа. В данном трагическом случае была озвучена такая ситуация – смерть наступила якобы по прошествии трех часов после оперативного вмешательства. Иными словами, эти временными рамками как бы снимается ответственность - послеоперационный период уже был пройден. По версии клиники».