МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Красноярск

Эдхам Акбулатов: «Действия важнее рейтингов»

Глава Красноярска рассказал «МК» о взглядах на город, общество и культуру

Эдхам Акбулатов встретился с коллективами газет «Московский комсомолец», «Коммерсант» и радиостанции «Серебряный дождь - Красноярск». Мэр рассказал, в частности, о своем видении решения транспортных проблем в Красноярске, о значимости общественных интересов и о том, что, по его мнению, является главной оценкой работы главы города.

Мэр Красноярска в гостях у "МК". Фото: Александр Буэль

- Эдхам Шукриевич, в эксплуатацию вводится четвёртый мост. Он, как вы говорили, должен стать удобной магистралью и для автомобилей, и для пассажиров общественного транспорта. В связи с этим – первый вопрос: какие маршруты пройдут по новому мосту, и каким образом будут формироваться левобережные подходы к нему?

- Открытие четвертого моста для Красноярска, несомненно, - очень важное событие. Потому что основная задача - разгрузить центральную часть города, обеспечив пассажиров общественного транспорта и автомобилистов удобными маршрутами. Что касается первой части вашего вопроса, то на начальном этапе принято решение изменить существующий маршрут автобуса № 31, который сейчас ходит из Академгородка через центральную часть города и Коммунальный мост на ЛДК, и организовать его движение через улицы Дубровинского, Декабристов, новый мост и по улице Свердловской. Однако эти изменения транспортной схемы – не последние. Анализ пассажиропотока будет продолжен, и решение о появлении новых маршрутов будет приниматься с учетом мнения горожан.

Что касается левобережных подходов к четвертому мосту, то на сегодняшний день завершены работы по ремонту и реконструкции улицы Дубровинского. Начато строительство улицы Волочаевской.

Это крупный инвестиционный проект, его стоимость – более шести миллиардов рублей. По масштабам его можно сравнить со строительством в свое время улицы Копылова. Сейчас начаты работы по реализации первого этапа. Откровенно скажу, что есть целый ряд непростых задач, есть много технических нюансов. Есть вопросы, связанные с изъятием объектов недвижимости в рамках муниципальной нужды. Но я рассчитываю, что системная работа проектных и подрядных организаций, службы заказчика позволит справиться со всеми поставленными задачами.

- После открытия четвертого моста Коммунальный мост сразу закроют на реконструкцию?

- Коммунальный мост нужно не реконструировать, его необходимо капитально ремонтировать. Работы, которые ежегодно проводятся на мосту в рамках ямочного ремонта асфальтового полотна, не могут устроить ни горожан, ни меня. Однако это необходимая мера, позволяющая поддерживать состояние автомагистрали в безопасном для движения транспорта состоянии. Открытие четвертого моста позволит нам комплексно подойти к ремонту Коммунального моста. Безусловно, для этого необходимы серьезные финансовые вложения, кроме того, нужно, чтобы четвертый мост стал для красноярцев удобным, привычным и комфортным маршрутом движения. Только тогда мы сможем в полном объеме приступить к ремонтным работам.

- В решении транспортных вопросов все не так просто, как кажется на первый взгляд. Эдхам Шукриевич, а вы изучаете нестандартные варианты, которые применяются в других мегаполисах?

- Во многих городах, в том числе зарубежных, есть интересный опыт. Так, к примеру, в одном из полисов Бразилии курсируют метробусы. Это длинные автобусы из нескольких составных частей, двигающиеся по специально выделенным полосам.

Есть города, в которых подземные виды транспорта заменяют скоростные легкорельсовые трамваи. Есть мегаполисы, в которых большую роль играют водные виды общественного транспорта. Опыт интересен, но не всегда его можно применить именно в Красноярске.

Поэтому, решая вопросы в сфере транспорта, прежде всего, мы применяем опыт, который позволяет развивать и совершенствовать виды транспорта, привычные красноярцам.

Поддерживая инициативу фонда «Право на счастье», администрация Красноярска выделила помещение под инклюзивный центр для детей инвалидов. При выборе площадей городские власти учитывали условия, подходящие для маленьких посетителей: первый этаж, удобная транспортная развязка, расположение близко к центру города. В здании проведен ремонт, закуплена мебель и методический материал. Дело - за пандусом.

Но его не разрешают установить жильцы дома: боятся, что инвалидные коляски займут парковочные места, да и вообще, мол, не по душе собственникам квартир соседство с центром инвалидов. Такого всплеска нетерпимости никто не ожидал.

- Переходя к теме жизни горожан, хотелось бы задать такой вопрос. На днях большой резонанс получила история открытия инклюзивного центра для детей-инвалидов: жильцы дома на улице Копылова не дают разрешения на строительство необходимого центру пандуса. Мы много говорим о толерантности, о детях, об инвалидах, но когда всё это сходится в одной точке и касается непосредственно нас… Что происходит с нашим обществом, на ваш взгляд?

- Ситуация, о которой вы говорите, это доказательство того, что наше общество, к сожалению, распадается на отдельные сегменты, которые все больше отдаляются друг от друга. Сегодня мы нередко лицом к лицу сталкиваемся с ситуациями, в которых личные интересы превалируют над общественными. Считаю, что это очень опасно для россиян, ведь история нашей страны – это в значительной мере преобладание общественных интересов над частными. За долгую историю страны единство нашего народа не раз позволяло отвечать на серьезные вызовы, которые жизнь ставила перед обществом.

И в наших силах сохранить это единство, не превращаться в людей, которые смотрят на окружающую действительность из окошка своего маленького мирка.

Мы будем решать проблему инклюзивного центра, разговаривать с людьми, находить взаимопонимание. Уверен, что ситуацию удастся изменить.

- А есть ли примеры городов, где интересы общественные выше личных? Есть ли такой своеобразный эталон мегаполиса, к которому Красноярску нужно стремиться?

- Эталона нет, каждый город уникален. Но есть города, у которых есть чему учиться и что перенять. К примеру, Барнаул: центральные улицы чистые, фасады красивые. Когда там был в последний раз, задал мэру вопрос: «Как вы боретесь с граффити?» Он спрашивает: «А что это?» То есть в Барнауле у людей нет желания рисовать на стенах. Там нет и объявлений на столбах. Это один из примеров, когда единоличное желание выделиться, рекламировать первобытным способом свои услуги или товар, не может являться причиной нарушения принятого обществом порядка благоустройства.

Или Хабаровск – красивый, очень зеленый. В городе много фонтанов, парковых скульптур - не исторических, а всем понятных, например, персонажей отечественных мультфильмов. Бизнес-сообщество понимает и принимает правила, которые гласят, что бизнес не должен быть направлен только на получение прибыли, бизнес должен быть социально-ориентированным.

Но хочу подчеркнуть, что и у Красноярска перенимают опыт. Для многих городов Красноярск может послужить примером того, как развиваются проекты, созданные в рамках муниципально-частного партнерства.

В частности, проект нашего сотрудничества с коммерческими детскими садами. Это как раз тот пример, когда совместными усилиями можно решать непростой вопрос, волнующий большинство горожан. Такие же примеры можно привести в сфере благоустройства, транспорта, и нам важно развивать это направление деятельности, особенно в непростых экономических условиях.

- Часто можно услышать от красноярцев: «А вот в Москве…»

- Немало ценного можно перенимать и у Москвы. Так, библиотеку имени Н. А. Добролюбова в Кировском районе Красноярска мы сделали по столичному примеру. Теперь наша задача - чтобы этот проект приобрел сетевой формат социокультурных центров. Нужно сделать все, чтобы посетитель заходил в библиотеку почитать книгу, провести за чашкой кофе встречу с единомышленниками или, пока родители-студенты, например, готовятся к занятиям, их ребенок смог бы поиграть в детской комнате. Рассчитываю, что проект модернизации библиотек станет популярным в Красноярске. А это значит, что не менее часто встречающееся выражение: «А вот у нас в Красноярске….» будет звучать и в связи с библиотеками.

- Раз мы уже затронули тему культуры… Вас нередко можно увидеть на симфонических концертах. Вы ценитель классической музыки или слушаете «по долгу службы»?

- Я действительно стараюсь бывать на концертах Красноярского симфонического оркестра.

Мы с супругой не профессионалы, не играем на музыкальных инструментах, нам просто нравится хорошая музыка. Это своеобразное хобби нашей семьи, которое родилось задолго до работы в административных органах. Помню время, когда симфонический оркестр выступал в практически не отапливаемом малом зале филармонии. В зале было меньше людей, чем на сцене. И обязательно среди зрителей был Валерий Иванович Сергиенко с супругой. Он не был рьяным поклонником классической музыки, но считал, что это правильно - поддерживать музыкантов. Сегодня ситуация другая. Люди хотят ходить на такие концерты.

Для многих это потребность, а для меня – разрядка. Люблю Моцарта. Жена критикует: мол, это слишком просто. А мне нравится.

- К слову об оценках и предпочтениях - как вы относитесь к медиарейтингам?

- Не особо ими интересуюсь, но слежу время от времени, пытаюсь объяснить, с чем связаны изменения.

Заявив, например, что стоимость проезда в городском транспорте надо повышать, понимаю, что спровоцирую падение рейтинга, ведь это непопулярная мера. Когда объявил, что на 20 % в детсадах плата увеличится, ожидал, честно говоря, падения рейтинга. Платные парковки - тоже непопулярная тема, но этот проект необходимо развивать.

Бурно реагировать на изменение рейтинга не буду. Но, с другой стороны, понятно, что ни один публичный человек рейтинги не игнорирует, а если и скажет обратное – скорее всего, солжет.

- Эдхам Шукриевич, в век современных технологий многие полагают, что электронные СМИ, в частности, Интернет, скоро вытеснят печатные издания. Какие источники информации предпочитаете вы?

- Стараюсь читать печатную продукцию. Я по психотипу – консерватор. И считаю, что это хорошо. На консерваторах держится мир. Он развивается за счет провокаторов, которые дают новый импульс, требуют новизны. Но держится, в конечном итоге, всё же на консерваторах. Печатное слово нужно сохранить, ведь это - целая культура. Это тактильное ощущение информации как материального объекта. В обществе живут люди, которые привыкли получать информацию по разной технологии: кто-то читает только газеты, кто-то только смотрит телевизор, а кто-то исключительно интернетом пользуется. Нельзя, чтобы исчез привычный формат получения информации. Поэтому считаю, что у печатных СМИ должно быть будущее.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах