МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Красноярск

Лес повернулся передом

Елена Вавилова: «В лесной отрасли сегодня сложились условия для тех, кто хочет работать!»

Красноярский край по-прежнему является самым богатым на лесные ресурсы регионом России. Это природное сырье на протяжении столетий подтягивало и экономику, и предпринимателей. Как свидетельствует статистика, сегодня в лесной отрасли региона насчитывается более 2,5 тыс. предприятий. Однако не все краевые проекты в области освоения лесов, заявленные несколько лет назад как приоритетные (причем на федеральном уровне) дошли до финиша. В чем причина трудностей? И как региональная власть смотрит на перспективы развития лесного хозяйства?

Фото: pixabay.com

Министр природных ресурсов и экологии Красноярского края Елена Вавилова говорит, что на самом деле, несмотря на некоторые проблемные предприятия, большинство компаний работают успешно, поскольку сейчас на рынке, в том числе внешнем, сложилась довольно благоприятная конъюнктура по ценам на лес: «Лесопромышленная отрасль края ориентирована на экспорт. Увеличение валютного курса сыграло на руку переработчикам и позволило увеличить рублевую выручку в среднем на 30-40 %, даже несмотря на снижение цен на таком рынке, как китайский. Иными словами, ситуация в лесной отрасли региона стабильна. Крупные предприятия имеют возможность увеличивать прибыль и инвестировать ее, в том числе, в модернизацию оборудования. Те, кто работает на перспективу, сейчас занимаются таким обновлением».

Ближайшие перспективы выглядят благоприятно. Причина в том, что Китай как основной покупатель красноярского леса, наращивает объемы импорта древесины из России (доля краевого экспорта в эту страну в первом полугодии составила 45 %, тогда как по итогам прошлого - 37,1%). Растущий импорт связан, в частности, с планом китайского правительства: 30 % новых зданий с 2020 года должны соответствовать «зелёным» стандартам.

Тем не менее, из девяти приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов несколько не дошли до финиша. Напомним, в 2008 году правительство страны утвердило список предприятий, в том числе и в Красноярском крае, которые при льготе в 50 процентов за аренду лестных массивов, должны были при участии инвесторов разных уровней запустить новые высокотехнологичные производства. Их целью был выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Судьба проектов сложилась по-разному, несмотря на повышенное внимание властей и благоприятный послекризисный период роста экономики на рубеже 2009-2011 годов.

Одно из детищ господдержки – строительство лесохимического комплекса «Ангара Пейпа» в Енисейском районе. Год назад ЛХК оказался не только исключенным из перечня «приоритетников», но остался должен бюджету более полумиллиарда рублей. Сейчас компания подала иск в арбитраж на признанные самой себя банкротом.

Или, к примеру, Енисейский фанерный комбинат в Сосновоборске, хоть и открывался с помпой еще в 2011 году, ныне переживает острую стадию банкротства. Там введено конкурсное управление, предприятие фактически остановлено.

Инвесторы Енисейского фанерного комбината, по мнению экспертов отрасли, неверно рассчитали ресурсы, в том числе, привлекли излишне «дорогие» (под высокий процент) деньги и ошиблись в рынке сбыта, выбрав за основу поставки на домостроительные объекты в США.

Но, по мнению министра Вавиловой, это скорее исключение из правил. Тем более что остальные семь проектов практически дошли до финиша. По ее словам, при всех неудачах, около двух тысяч человек все-таки были трудоустроены, а бюджет получил около миллиарда рублей от их деятельности. Не говоря уже о тех, кто сегодня получает прибыль и исправно платит все налоги. Успешно прошли стадии строительства или модернизации и начали выпускать продукцию (лесоматериалы, пеллеты, мебель, домокомплекты) предприятия «КЛМ-ЭКО», «Сиблес Проект», ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс», Приангарский ЛПК. Полностью выполнила обязательства по запуску производства компания «Мекран». А многострадальное ЗАО «Краслесинвест» недавно сменило менеджмент и готово нынешней зимой выйти на планируемые мощности.

Ситуация с предпринимателями, желающими реализовывать на территории края новые инвестиционные проекты, открывать современные производства, даже улучшилась. По словам министра, власти «фиксируют шквал заявок от потенциальных инвесторов, сейчас на рассмотрении в министерстве находится порядка 14 предложений».

Елена Вавилова считает, что приоритетные проекты в области освоения лесов будут учитывать предыдущий опыт: «К сожалению, в крае до сих пор так и не построен новый целлюлозно-бумажный комбинат. Это большое благо для лесной территории – ведь любой ЦБК берет на переработку низкокачественную древесину, в том числе от других лесоперерабатывающих и заготавливающих предприятий. У нас появился негативный опыт. Я имею ввиду предприятие «Ангара Пейпа». Но на смену этому недобросовестному партнёру края пришёл другой проект».

Речь идёт об ООО «Сибирский лес», которое намерено построить (также в Енисейском районе, где не задался проект лесохимического комбината у «Ангары»), новый ЦБК. Правительство Красноярского края подписало с компанией соглашение о сотрудничестве в области развития лесной промышленности края в рамках 12-го Красноярского экономического форума. Заявка компании сейчас находится на рассмотрении в минприроды края, специалисты изучают представленную концепцию. Компания взяла на себя обязательства до конца 2018 года реализовать проект строительства современного целлюлозного производства в Енисейском районе с годовым объемом выпуска беленой и вискозной целлюлозы 900 тыс. тонн. В проект инвесторы планируют вложить более 100 млрд рублей. На заводе, по планам, будут работать почти две тысячи человек. Проект претендует на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Сейчас инвесторы проводят публичные слушания в нескольких населённых пунктах, которые попадают в 60-километровую зону в радиусе будущего комбината. Население задаёт вполне понятные вопросы о влиянии ЦБК на состояние окружающей среды. Ответы будут содержаться в документе под названием «Оценка воздействия на окружающую среду».

Надежда на то, что детище «Сибирского леса» в отличие от «Ангары» все же будет построено, высоки. Елена Вавилова пояснила «МК»: «Действительно, за последние годы в лесной отрасли региона накопился ряд серьезных проблем, без кардинального решения которых говорить о дальнейшей судьбе, а тем более развитии, было крайне сложно. Губернатор Виктор Толоконский на 2015 год поставил задачу – никаких убытков в лесопромышленном комплексе региона быть не должно. Отрасль должна приносить прибыль и выйти на принципиально новый уровень. Государство внедрило особый порядок поддержки инвестиционных проектов, выполняет все обязательства и вправе рассчитывать на отдачу и результат. Руководствуясь этими приоритетами, мы приступили к решению проблем. Например, кроме инвестиционного совета, который будет рассматривать заявку от «Сибирского леса» на рекомендацию Минпромторгу страны включить его в число приоритетных проектов, у нас создана коллегия. Ее члены ежеквартально выезжают на места реализации проектов и регулярно оценивают текущий график работы предприятий. Не только с точки зрения производственных и лесоустроительных мероприятий, но и ритмичности поступления денежных средств инвесторов. С учетом печального опыта мы приняли решение кардинально изменить подходы по работе с такими крупными и важными для края инвесторами. Подчеркну, что контроль за реализацией приоритетных инвестпроектов в области освоения лесов усилен как со стороны правительства и прокуратуры края, так и на федеральном уровне. Требования будут предъявляться гораздо более жесткие: заготавливать древесину они могут только для собственных нужд, передавать лесные участки в субаренду им запрещено, осваивать выделенную лесосеку они смогут лишь за 2 квартала до запуска производства. В качестве основного условия для принятия к рассмотрению проектов, претендующих на включение в перечень приоритетных, отныне необходимо предоставление документов, подтверждающих наличие финансирования. А в качестве основного условия для принятия к рассмотрению проектов, претендующих на включение в перечень приоритетных, теперь необходимо подтвердить финансирование».

На вопрос «выполняется ли главная цель «лестных реформ», иными словами, увеличилась ли доля продукции с высокой добавленной стоимостью или регион остается в основном поставщиком сырья и круглого леса?» Елена Вавилова ответила цифрами.

Так, по итогам первого полугодия 2015-го объем продукции глубокой переработки древесины вырос на 48,9 % - порядка 8,5 млрд рублей в денежном эквиваленте. А в натуральном выражении - на 6 % (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Тенденция поставок круглого леса идет на убыль при одновременном увеличении продаж пиломатериалов.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах