Сообщение о создании на базе КНЦ СО РАН федерального исследовательского центра напомнило об академических волнениях двухлетней давности. В 2013 году научное сообщество России гудело и протестовало. По всей стране проходили митинги учёных против реформы РАН. В числе изменений, которые ждали систему с подачи министра образования Дмитрия Ливанова, значилась передача академических институтов в ведение Федерального агентства научных организаций. Научные сотрудники в Москве и регионах опасались переподчинения, ломки структуры, направления финансовых потоков в другие русла. Впрочем, подписанный президентом закон вступил в силу, реформе дали ход, волнения улеглись.
Успокоились тогда (по крайней мере, внешне) и красноярские академики, до этого активно выступавшие против реформы в предложенном чиновниками варианте. Потому ли успокоились, что смирились с неизбежным, или появилась некая договоренность, сулившая перспективы даже в рамках реформы – об этом можно только гадать. Однако события продолжали развиваться, возникла новая интрига.
Через несколько дней после октябрьских митингов 2013 года появилось распоряжение премьер-министра Дмитрия Медведева о назначении начальника ФАНО. Это, напомним, структура, предназначенная для руководства институтами и научными организациями страны, которые ранее подчинялись Российской академии наук. Агентство родилось в ходе реформы РАН и получило право контролировать науку. Так вот - руководителем ФАНО стал бывший министр финансов Красноярского края Михаил Котюков, который летом 2012 года перебрался в Москву на должность замминистра финансов России. Возможно, учёные земляки чиновника уловили в этом назначении намёк на будущее взаимопонимание.
На днях, когда стало известно о создании в Красноярске федерального исследовательского центра, наблюдатели не могли не связать это событие с фигурой руководителя ФАНО. Возможно, сибирским ученым и бывшим сибирским чиновникам, имея общие корни, удалось найти и общий язык.
Эта версия, может быть, и банальна, но такая миссия ФАНО и его руководства выглядит как-то более глобально и оправданно, чем роль промежуточного пристанища для чиновников, уволенных из правительства Красноярского края. За недолгое время существования агентства оно успело побывать гаванью для многих отставников, в том числе экс-замгубернатора Екатерины Пешковой, экс-министра финансов Романа Одинцова, экс-министра экономики и регионального развития Анатолия Цыкалова. Теперь, кстати, снова министра краевого правительства…