Напомним, документ предполагал ликвидацию Российской академии наук, академии медицинских наук и академии сельскохозяйственных наук. Правительство сочло РАН пережитком прошлого, а систему развития фундаментальной науки неэффективной. Вместо них предлагалось создание некой общественно-государственной организации. На рассмотрение Госдумы законопроект попал по-тихому, без публичных обсуждений. Однако во втором чтении Госдума приняла законопроект с поправками ученых, после чего стало ясно, что ликвидация РАН отменяется. Тем не менее, часть поправок, о которых академики просили президента Путина, депутаты проигнорировали. И это, по мнению представителей науки, существенно усложнит жизнь шести красноярским институтам Академии наук и научному центру. В частности, по новому документу, всякое решение, касающееся финансирования или даже использования научного оборудования, будет приниматься исключительно в Москве при участии Правительства.
В предыдущем разговоре с «МК» академик Шабанов озвучил идею коллег создать в стране министерство фундаментальных исследований под непосредственным руководством президента России. Мы решили узнать, о чем удалось договориться ученым с чиновниками.
- Наше предложение было частично учтено Владимиром Владимировичем, - объяснил Василий Филиппович. - Путин сказал, что кандидатуры руководства РАН будут рассматриваться в совете по образованию и науке при президенте РФ. Кроме того, вновь созданным агентством и имуществом академии наук будет руководить президент РАН.
- Вы интересовались авторством проекта реформы?
- Нам авторов так и не назвали. Во время «Открытой трибуны» Евгений Максимович Примаков (академик, член президиума РАН, - «МК») призывал правительство вернуть законопроект к первому чтению, чтобы внести поправки. Его поддержали все участники заседания, прося вернуть документ хотя бы ко второму чтению. Пункты законопроекта противоречат друг другу. Он очевидно принимался в спешке. И очевидно был не нужен. Сегодня правительство Красноярского края обратилось в Красноярский научный центр СО РАН для проведения экспертизы проекта строительства в городе завода ферросплавов. Для нас это не составит сложности. Если чего-то будет недоставать для исследования - опыта или оборудования, - то нам помогут коллеги из других городов, потому что сегодня мы еще единая научная структура. А если нас разобщат, то сложные задачи станут нам не под силу.
ХХХ
О настроениях кадрового резерва региональной науки «МК» рассказала председатель Совета молодых ученых и специалистов при губернаторе, сотрудник Института физики СО РАН, кандидат физико-математических наук Светлана Софронова.
- Этот законопроект - убийство науки. Кощунство - принимать подобного рода законы в таком темпе! В шоке даже наши, казалось бы, конкуренты - западные и восточные академии наук, куда, в случае принятия законопроекта, уедет немало наших талантливых ученых. Как можно академиков отделить в некое агентство от нас, обычных научных сотрудников!?
- Судьба академических институтов до сих пор неясна?
- Совершенно. Будет проведена их аттестация, после чего те, которые признают неэффективными (мы помним, как проходила недавняя аттестация вузов), - будут закрыты, а эффективные переданы соответствующим профильным министерствам. Понятно, что есть агентство лесной отрасли, и институт леса предположительно пойдет туда. А как быть с институтом физики, химии? Кому нас отдадут? СФУ? А что там будут делать научные сотрудники - преподавать, не имея возможности заниматься наукой? Что будет с нашим ведомственным детсадом, больницей? О судьбе простых научных сотрудников, коих в стране более ста тысяч, в этом законе нет ни слова. Министр Ливанов в последнем интервью сказал, что это рамочный документ. Как законопроект может быть рамочным!? Как можно бездумно принимать законопроекты, которые не прописывают ничего!?
- В последние годы действия бывшего министра Фурсенко и нынешнего Ливанова были направлены на то, чтобы поднять науку в вузах…
- Это быстро не делается, потому что нужно вырастить поколения исследователей. Все реформы в образовании привели к тому, что нагрузка преподавателя стала колоссальной и ему практически некогда заниматься наукой. Если сейчас добить академию, то в стране вообще будет некому и негде заниматься наукой.
- Есть надежда на то, что законопроект еще пересмотрят?
- Нарышкин (председатель Госдумы РФ, - «МК») обещал. Но обещать - не значит жениться. Никто не гарантирует, что в сентябре законопроект так же, по-тихому, не примут в третьем чтении.