Распоряжение о назначении Михаила Котюкова на новую должность премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал накануне, 24 октября.
ФАНО - это структура, предназначенная для руководства институтами и научными организациями страны, которые ранее подчинялись Российской академии наук. Агентство появилось в ходе реформы РАН. Отныне, обладая полномочиями учредителя и собственника, ФАНО вправе контролировать каждый шаг научных сотрудников. А ученые обеспокоены тем, что отклонение от намеченного пути, которое неизбежно в поиске открытий, будет караться «ничего не понимающими в науке» чиновниками.
К примеру, «если агентство решит, что в конкретном институте каким-то оборудованием управляют неэффективно, оно вправе его отнять, - говорит председатель Совета молодых ученых и специалистов при губернаторе Красноярского края, сотрудник Института физики СО РАН Светлана Софронова. - А что такое эффективность с точки зрения чиновника?! Им важны количественные показатели. Сколько прибор в год работает суток? К примеру, восемь. Мало. И не важно, что результат исследований составляет весомую долю в мировом научном знании».
Персону Михаила Котюкова во главе агентства ученые встретили вопросительно: мол, а кто это?
«Коллеги из Новосибирска звонят мне, спрашивают, что он собой представляет, - ведь красноярец, - рассказывает Софронова. - Говорю, что мне трудно сказать. Я его видела только один раз, на форуме. Не отталкиваясь же от личности, все наши научные сотрудники удивлены, что руководителем научных организаций ставят человека, который к науке не имеет вообще никакого отношения. Даже не кандидат наук. Странно. Думаю, ему придется тяжело, потому что система еще долго будет устаканиваться. Поживем, поработаем - увидим, как проявит себя».
Мнения наблюдателей относительно назначения Котюкова разделились. Есть предположение, что это временный «мальчик для битья», которого поставили «во главе большого геморроя», уберегая от первых нападок ученых и общественности другую фигуру, которая и займет впоследствии место руководителя агентства. Однако есть более общие и, пожалуй, более уместные соображения, связанные не столько с личностью, сколько с профессией шефа нового агентства: дескать, экономист научит науку считать деньги.