Женский род войск
Стремление женщин защищать Отечество известно с давних времен. Например, кавалерист-девица Надежда Александровна Дурова в двух войнах - 1807 и 1812 годов - прошла боевой путь от рядового до штабс-ротмистра. А Василиса Кожина командовала партизанским отрядом в Отечественной войне 1812 года. Право участия в войне (в первую очередь как медицинский персонал) женщины официально получили во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. А вот боевые женские отряды и батальоны появились только во время Первой мировой войны, в 1917 году. Командиром первого Петроградского женского батальона стала прапорщик Мария Бочкарева. Но в годы Великой Отечественной войны прекрасная половина человечества массово встала на защиту Отечества. Женщины служили во всех родах войск.
До сих пор нет единого мнения о количестве женщин, воевавших в ВОВ. Одни историки называют цифру 500 тысяч, другие - около миллиона. Нет точных сведений и о призванных из Красноярского края. По моим подсчетам, их было не менее тринадцати с половиной тысяч. Причем пик призыва женщин в армию - более 235 тысяч (по данным Главного Организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ) - пришелся на самый тяжелый год войны, 1942-й. Этот факт объяснить не сложно. К этому времени стало ясно, что война продлится долго. Накопленные ранее военно-обученные резервы были в основном исчерпаны, причем значительная часть их осталась на оккупированной врагом территории. Полностью укомплектовать воинские части мужчинами не представлялось возможным - их не хватало. В результате боевой состав пополнялся за счет женщин и девушек.
Высота 233,3 (около деревни Гнездилово, сегодня это Спас-Деменский район Калужской области) играла особую роль в немецкой обороне. С этой высоты местность просматривалась на 8-10 км, и противник удерживал двадцатикилометровую линию обороны, прикрывая подступы к железной дороге. Множество траншей в рост человека соединялось ходами сообщения и выходом в тыл к станции Павлиново. На высоте имелось более 400 блиндажей с перекрытиями в 8-10 накатов и более 200 железобетонных дзотов с врытыми в землю бронированными цельнометаллическими колпаками - «крабами» - высотой 2 метра, шириной 1 м 80 см и толщиной 15 сантиметров. Огневые точки гитлеровцев были расположены так, чтобы держать под флангово-перекрестным огнем всю прилегающую местность. Здесь располагался настоящий городок с гарнизоном - более 800 солдат и офицеров из отряда «Ваффен - СС». Подходы к высоте были заминированы и опутаны колючей проволокой. На железнодорожной линии у станции Павлиново маневрировал фашистский бронепоезд с дальнобойными крупнокалиберными пушками. С воздуха оборону прикрывали самолеты.
Почти пять суток шли непрерывные бои за эту высоту. Лишь к исходу 11 августа 1943 года высота она была полностью освобождена. С боем брали каждую пядь земли, выбивая противника из каждого окопа, из каждой складки местности. В штурме участвовала 78-й добровольческая стрелковая бригада, сформированная в Красноярске летом 1942 года. Тысячи комсомольцев отдали жизни за эту высоту. И в честь их подвига люди стали называть ее Комсомольской.
Бабье дело командирскоеНесмотря на тяготы войны, женщины справлялись с поставленными задачами наравне с мужчинами. Ремонтировали самолеты, грузили на них бомбы, строили мосты, восстанавливали железнодорожные пути. «Мы знали любую солдатскую работу, – вспоминала бывший пехотинец Мария Тимофеевна Борисова. – Нам приходилось и толкать машины на болотах, и совершать марши под дождём, и долбить мёрзлую землю, и сидеть неделями в обледеневших окопах. Уставали так, что спали на ходу».
Красноярских связисток готовило Киевское военное училищем связи имени М. И. Калинина, которое в августе 1941 года было эвакуировано в Красноярск. Среди них - Татьяна Афанасьевна Биркина, Лидия Евгеньевна Иванова, Серафима Елизарьевна Петухова.
«Дисциплина в училище была очень строгая, - вспоминала в разговоре со мной в августе 2000 года Татьяна Биркина. - Занимались по 12-14 часов. Спрос был равный как с ребят, так и с девушек. Кроме спецподготовки, постигали и военное искусство. Мы настолько уставали, что к концу занятий уже ничего не соображали. В голове был сплошной свист морзянки. У некоторых девушек доходило до истерик. Я жевала серу, чтобы не заснуть. На фронте оказалось еще тяжелее. В период активных боевых действий мы работали по двое-трое суток. После отбоя выползали из трехсуточного «заточения» в полутемной землянке и буквально падали в обморок от усталости и кислородного голодания».
Вот что рассказывала бывший командир взвода связи Серафима Петухова: «Когда меня представили взводу, послышался ропот среди солдат. На первых порах, бывало, бойцы отказывались подчиняться моим приказам, мотивируя, что не должно быть так, чтобы женщина управляла мужчинами, не бабье это дело - быть командиром. Военнослужащие других подразделений подшучивали над ними: «Мужики, куда вас баба повела?!» Однако впоследствии, когда они поняли, что я достаточно хорошо знаю свое дело, их отношение ко мне резко изменилось в лучшую сторону».
Пилоты, снайперы, санитары…
Служили красноярские девушки и в авиации. В начале войны были сформированы три женских авиаполка. Командиром эскадрильи в полк ночных бомбардировщиков была назначена Сима Амосова из Красноярского края. Наличие в регионе сети учебных заведений, которые готовили младших авиаспециалистов (механиков-оружейников, мотористов, укладчиков парашютов) обусловило призыв на эти специальности красноярских женщин. В годы войны в Красноярске действовала Школа младших авиаспециалистов, эвакуированная из Киева. Среди её выпускниц – мотористки Пелагея Мироновна Ковригина, Вера Александровна Дардаева, Нина Крючкова, Тоня Киселева, укладчица парашютов Евгения Камардина.
Пилотирование самолета требовало физической выносливости. Каждый воздушный бой приводил к переутомлению, а вылетать приходилось по четыре-пять раз в день. Еще труднее было тем женщинам, которые обслуживали боевые машины. Техническому составу приходилось работать не только днем, но и ночью, когда летчики уходили отдыхать. «Я занималась укомплектованием самолетов боеприпасами, - вспоминала бывший механик-оружейник Надежда Петровна Самойлова. - Мы работали в паре с механиком. Он выполнит свою работу, а потом мне поможет установить две бомбы, каждая из которых весила 100 кг. Часто на полевом аэродроме не было никаких приспособлений и приходилось все устанавливать вручную. Кроме того, надо еще укомплектовать самолет патронами. Это тоже тяжелая ноша. А я была худенькая и хрупкая».
Стрелков обучали в Центральной женской школе снайперской подготовки. Более 1800 бойцов подготовила она в годы войны. Свыше ста снайперов удостоились высшего знака солдатской доблести – Ордена Славы. Так, Орденом Славы III степени награждены гвардии сержанты Анна Яковлевна Федченко и Зинаида Михайловна Руднева из Красноярского края.
И, конечно, сложно переоценить вклад в победу женщин-медиков. Положение санитарки на фронте было подчас более тяжелым, чем у бойцов. Солдат в обороне вел огонь из своего окопа, а санитарка, перебегая от одного раненого к другому под оружейно-пулеметным огнем, ежеминутно подвергалась смертельной опасности. Санитарка 78 добровольческой стрелковой бригады Мария Ивановна Осколкова вспоминала: «Командир нашего взвода Алена Петровна Зезюлина к нам постоянно обращалась: «Ой, девчонки, не высовывайтесь!» А как не высовываться? То там, то там раненые бойцы зовут… И вот мы где на плащ-палатках, где на себе раненых таскали. Ползали, как лягушки. Особенно помню страшную битву у высоты 233 (см. справку «МК»). Немцы на высоте, а мы – в низине. Косит и косит. Долго ту высоту наш батальон штурмовал. Столько бойцов полегло, столько раненых мы вытащили!»
За подвиги в годы войны 96 женщин (две - из Красноярского края: Анеля Тадеушевна Кживонь и Мария Никитична Цуканова, - см. досье «МК») получили звание Героя Советского Союза. Свыше 150 тысяч награждены боевыми орденами и медалями. Многие удостоились наград не единожды, 200 женщин отмечены одним-двумя орденами солдатской славы, а четверо стали полными кавалерами Ордена Славы. 650 женщин из тех, кто участвовал в освобождении Европы, награждены правительствами Болгарии, Венгрии, Польши, Чехословакии, Югославии и других стран.
Досье "МК"
На одном из комсомольских собраний Маша сказала: «Я еще мало живу на свете и жизнь люблю больше всего, но если бы я оказалась на месте Матросова, я поступила бы так же, потому что Родина для меня дороже жизни…» 14 августа 1945-го Мария участвовала в высадке десанта в корейский порт Сейсин. Пятидесяти двум морякам она оказала помощь, дважды была ранена, в бессознательном состоянии попала в плен к японцам и была ими зверски замучена: её изрезали ножами и выкололи глаза. Посмертно Мария Цуканова удостоена звания Героя Советского Союза.
Она похоронена в братской могиле советских воинов в г. Чхончжине (Сейсин). Ее именем названы улицы в Омске, Иркутске, Барнауле, Фокино, Абакане, Красноярске и судно Министерства рыбного хозяйства СССР. Ей установлены памятники в Иркутске и во Владивостоке. Мария Цуканова навечно зачислена в списки воинской части.
Досье "МК"