Четвероногих в компании любят – это очевидно. На прошлой неделе на сессии Заксобрания края региональный министр промышленности Анатолий Цыкалов сообщил, что «Ванкорнефть» в эвенкийском интернате финансирует секцию по гонкам на собачьих упряжках, выделяет ежегодно по миллиону рублей. Это был ответ на вопрос депутата Марины Добровольской: есть ли какие-то договоры о социальном партнерстве с Ванкором, чтобы приехать и посмотреть? «Собаки меня, конечно, тронули, но если учитывать масштабы предприятия, это все выглядит жалкой подачкой», - возмутилась Добровольская.
Тема нефтяной компании в повестке сессии не значилась, и возникла по инициативе депутатов, когда они узнали, что на «Ванкорнефти» грядет сокращение сотрудников. Цыкалов подтвердил: 124 работника должны быть уволены согласно данным, предоставленным в краевое агентство труда и занятости населения. «В нынешних условиях это тем более странно, - удивился парламентарий Артем Черных. - Сокращение компания затеяла, когда крупные предприятия, мелкий и средний бизнес должны объединиться и создать условия, чтобы люди могли зарабатывать, и вкладывать в экономику. Когда в этих условиях одна из крупных компаний края принимает такое решение, не обсудив его с депутатами, правительством региона, это, по меньшей мере, неправильно, некультурно с точки зрения организации бизнеса на территории края».
Помнится, в декабре 2008 года, несмотря на грянувший экономический кризис, депутаты авансом, не дожидаясь, когда компания начнет добывать нефть и проявит себя, предоставили ей налоговые льготы. Планы строили радужные и по части отчислений в бюджет, и по части развития экономики региона. Что мы имеем сегодня?
«Ванкорнефть» каждый год приводит социальный отчет, а я хожу туда и задаю главный вопрос: как сокращается доля пришлых на предприятиях? Увеличивается ли доля местных? Там доходило до веселостей - они пытались объяснить, что в крае юристов и экономистов нет. Поэтому они вынуждены привозить их извне… К сожалению, позиция наших органов власти в основном такова: «Спасибо, дорогие, что вы к нам пришли! Спасибо, что дали миллион, два, пятьсот тысяч!» А стратегического социального сотрудничества пока нет. Надежду на него в свое время дало строительство института нефти и газа в СФУ, но с тех пор масштабных проектов нет», - сообщил коллегам вице-председатель ЗС Алексей Клешко.
«Некоторые примеры социальной активности предприятия, которые здесь звучали, не слишком впечатляют. Типа собак накормим. У меня жена на полмиллиона уже много лет платит стипендию студентам СФУ и по этому поводу никаких социальных отчетов не делает. Мы стали одной из главных нефтедобывающих провинций России, но я лично этого не чувствую. Надо ситуацию пересматривать, не в ущерб компании, но и не в ущерб нам», - высказался спикер Александр Усс.
Поговорили и сошлись в очередной раз на том, что исполнительной власти региона нужно активнее и эффективнее сотрудничать с нефтяной компанией. Есть, правда, сомнения, что сама «Ванкорнефть» горит желанием выстраивать диалог с Законодательным собранием и с исполнительной властью. Ведь компании и так везде зеленый свет: сырье качает, налоговыми преференциями пользуется – зачем, как говорится, еще суетиться? Зачем ходить на сессии, оправдываться перед депутатами? Складывается впечатление, что представители «Ванкора» и были-то в парламенте всего один раз - когда просили налоговые послабления.
К слову, и на последнем заседании перед депутатами отчитывались (какую пользу приносят региону), опять же, не представители топ-менеджмента «Ванкорнефти» - министр Цыкалов да премьер Виктор Томенко грудью вставали на защиту нефтяников.
Частно-государственное партнерство, однако…