МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Красноярск

Правительству Красноярского края добавили строгого режима

От членов кабинета министров ожидают повышенной ответственности

 Главным вопросом прошедшей сессии Законодательного собрания края, как и предполагалось, стало согласование ключевых фигур регионального правительства. О том, что исполнительная власть требует реконструкции - и в части структуры, и по составу - было известно давно. Некоторые представленные губернатором Виктором Толоконским новации остро обсуждались и депутатами. Впрочем, по итогам голосования стало понятно: парламент готов участвовать в разработке направлений деятельности региональной власти и обсуждении стратегии развития края.

Премьер-министру Виктору Томенко достались комплименты и пожелания. Фото: Андрей Бурмистров

 Тихая революция состоялась

На открытии сессии спикер Александр Усс заявил: «Все кандидатуры нам хорошо известны. Надеюсь, что их согласование пройдет без особых проблем, но это не означает, что оно будет ритуальным. У депутатов есть много вопросов, идей и требований, которые будут адресованы на сессии всей команде исполнительной власти. Двум ветвям краевой власти не по всем вопросам удается действовать согласованно, и ситуацию надо исправлять. Надеюсь на активную роль депутатского состава в определении стратегических направлений работы в масштабах всего края. Виктор Александрович Толоконский - человек с огромным опытом госуправления, который знает, как выстраивать эффективную модель управления регионом и взаимоотношения внутри нее».

Впрочем, как выразился сам губернатор, революционных решений ожидать не стоит - структура правительства будет консервативной.

Однако назревшие перемены все же состоялись, причем большинство из них давно инициировались именно в ЗС. К примеру, многократно с трибуны парламента раздавалась критика в адрес отдельных министерств - они в первую очередь и оказались под ножом структурной реформы. Речь идет о министерстве инвестиций и инноваций, предыдущая глава которого Ольга Рухуллаева ушла в отставку летом. Основная проблема ведомства, чьи полномочия поделят в новом правительстве между минобразования и науки (в части инноваций) и минэкономразвития (в части инвестиций), заключалась в отсутствии ясных результатов работы. На одной из весенних сессий Александр Усс прямо заметил Рухуллаевой по поводу ее попытки отчитаться: «В сфере, которую вы курируете, есть множество нерешенных проблем. Часть их вы, наверное, знаете, а другую часть, наверное, не очень понимаете. Сосредоточьтесь прежде всего на нерешенных проблемах и на самокритике». За три года ведомство так и не смогло продемонстрировать «сосредоточенность». Ведь инвестиции и инновации должны были способствовать как минимум развитию существующих и созданию новых производств, в том числе высокотехнологичных. Некоторые наблюдатели считают, что в регионе до сих пор не создан привлекательный инвестклимат. Краю необходимо искать новые источники доходов, развивать частные инициативы, создавать другую систему управления ресурсами. Инвестиции в основной капитал в крае падают, начиная с прошлого года: они снизились на 5,2 % по сравнению с 2012 годом.

Еще одно расформированное министерство - ЖКХ и энергетики. Прежний руководитель Андрей Резников перешел в стан федеральных замминистров, однако деятельность его бывшего ведомства выглядела не слишком результативной. В крае за прошедшие годы регулярно возникали многочисленные скандалы в сфере ЖКХ – вплоть до недавних голодовок на котельной в райцентре Агинское, где из-за спора хозяйствующих субъектов была сорвана качественная и своевременная подготовка к зиме. ЧП с голодовками и акциями протеста в энергосфере перманентно трясли Туруханск, Ванавару. В разрешении конфликтов приходилось участвовать и краевым депутатам. Полномочия министерства по части энергетики перекочевали в минпром, а сфера ЖКХ - в минстрой.

В экономическом блоке предлагается сделать два уровня. Один из них будет определен рангом вице-премьера - министра, осуществляющего госуправление в области экономического развития. В его компетенции будут прямые административные инструменты, позволяющие подключать другие ведомства к решению системных задач. Второй уровень координации - первый замгубернатора - председатель правительства, куратор экономической, финансовой, инвестиционной политики.

Можно предположить, что озвученной на сессии частью реформа не ограничивается. Собеседники «МК» в «сером доме» неоднократно заявляли о претензиях, в том числе и со стороны ЗС, к другим ведомствам. К примеру, на недавнем заседании комитета по госстроительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества ЗС депутаты выслушали доклад и. о. министра информатизации и связи Алексея Турова о развитии информационного общества. По итогам председатель профильного комитета Алексей Клешко высказался так: «Вызывает беспокойство, что многими информатизация воспринимается как самостоятельная и технологическая задача. Между тем нужно понимать, что информатизация должна быть инструментом повышения эффективности власти. Это означает, что целью является не установка компьютера или программы, а ускорение работы с обращениями граждан, объективизация управленческих решений, оптимизация административно-управленческого аппарата». А этому, по мнению главы комитета, пока уделяется недостаточно внимания.

В минувший понедельник губернатор представил окончательную «верстку» исполнительной ветви власти. Министерство информатизации и связи трансформировалось в одноименное агентство. Министерство по делам Севера и поддержке северных народов по предложению губернатора тоже трансформируется в агентство. Руководить им будет бывший полпред губернатора и экс-министр энергетики и ЖКХ Юрий Захаринский. Молодежной политикой, относившейся к сфере деятельности министерства спорта, теперь будет заниматься агентство по реализации программ общественного развития края.

Персоны на пять лет?

 Александр Усс, председатель Законодательного собрания:

«Впервые за многие годы абсолютно удовлетворён не просто отдельными принятыми решениями в этой области, но и самим пакетом, и подходом к формированию правительства. Ставка сделана на людей, которые являются красноярцами и имеют серьёзный опыт управленческой и государственной деятельности, им не надо будет ничему учиться. Очень важен и тот факт, что они живут среди нас и, я думаю, связывают с Красноярском своё будущее». 

Главные посты и персональный состав правительства, как известно, проходят процедуру публичного обсуждения на сессии ЗС. Но основные «игроки» команды региональной власти остались на месте. Губернатор, в частности, заявил, что у председателя краевого правительства будет пять замов. Два заместителя - министры в ранге вице-премьеров. Это Виктор Зубарев и Леонид Шорохов. Еще три заместителя будут отвечать за конкретные направления. За развитие северных территорий - Юрий Захаринский. За социальную сферу - Галина Пашинова. За так называемые производственно-структурные отрасли (по определению губернатора) возьмется Юрий Лапшин, до недавнего времени совмещавший пост министра финансов и кресло первого заместителя главы Хакасии. Лапшин в отличие от коллег по «серому дому», хоть и красноярец, но персонаж в истеблишменте края новый. Как говорят СМИ, в соседней республике озабочены уходом профессионала.

Персонально отвечали на вопросы депутатов на сессии, согласно уставу края, только четверо претендентов на главные кресла в правительстве. Это кандидаты на места двух первых замов губернатора, министра в ранге вице-премьера и главы минфина. На посты замгубернатора - руководителя администрации губернатора и председателя правительства края - Толоконский предложил согласовать Сергея Пономаренко и Виктора Томенко. На должность заместителя председателя правительства - министра по экономическому развитию Виктора Зубарева. А портфель министра финансов предложено передать Владимиру Бахарю. Губернатор ориентировался на профессионально-деловые и коммуникационные качества людей: «Я намерен делать ставку на тех управленцев, которые известны в крае и которым известны проблемы края».

Из четырех претендентов больше всего вопросов возникло к Пономаренко как куратору местного самоуправления. Так, парламентарий Михаил Козлов вспомнил о конфликтах на муниципальном уровне и спросил, как будут в дальнейшем формироваться районные советы и избираться главы районов. Пономаренко пообещал вместе с краевыми депутатами добиваться изменений федерального законодательства, чтобы купировать подобные ситуации.

Виктору Томенко, напротив, досталось максимальное количество комплиментов и пожеланий. Их резюмировал депутат Анатолий Матюшенко: «Главное, что у него есть стратегическое видение, он быстро ориентируется». Томенко, по наказу нардепов, надо будет сосредоточиться на краевых кадрах, финансировании здравоохранения, поддержке аграриев и снижении рисков недопоставок ГСМ.

Его будущий зам, претендент на кресло министра экономики Виктор Зубарев (до недавнего времени - депутат Госдумы от края) пообещал вернуть в регион крупных налогоплательщиков, сохранить производства и сформировать долгосрочную программу импортозамещения. Его поддержали подавляющим большинством голосов.

Единственным из четверки, за кого депутаты проголосовали единодушно, оказался Владимир Бахарь. «Уже удалось многое сделать, мы внимательно ревизуем свои обязательства, смотрим на эффективность расходования средств, - сообщил чиновник. - Будем взаимоувязывать стратегическое и бюджетное планирование, анализировать проблемы межбюджетных отношений, реализацию переданных государственных полномочий». Линейка напутствий от нардепов оказалась широкой – уроженцу Балахты посоветовали дофинансировать сельское хозяйство, медицину. «Он из никому не известного замминистра финансов за год стал практически родным», - сказал о персоне министра председатель комитета по бюджету и экономической политике ЗС края Андрей Самохин.

Депутат ЗС Владислав Зырянов заявил «МК», что у всех претендентов после голосования на лице не было радости или облегчения: «Все они понимают, что это тяжелая ноша - быть министром, и отвечать им придется за свою деятельность не только перед руководством края, но и перед населением».

По поводу персонального согласования Александр Усс заявил: «Сегодня прошло необычное для Красноярского края согласованное, спокойное и конструктивное обсуждение ключевых фигур правительства. Мы увидели какую-то другую атмосферу во взаимодействии исполнительной власти и Законодательного собрания. У нас действительно будет правительство со знакомыми лицами, но что-то мне подсказывает, что это будет другое, более нужное нам правительство, и другой стиль нашей работы».

В окончательный состав краевого кабмина вошли 19 человек. «Несмотря на то, что в правительстве знакомых лиц будет большинство, это не значит, что я удовлетворен положением дел в отраслях, которые эти люди представляют. Я требую, чтобы правительство предстало наполненным планами, идеями и энергией, - заявил Виктор Толоконский. - Прежде чем подписать распоряжения о кадровом составе, я обсуждал его с депутатами ЗС, проводил консультации с экспертным сообществом».

Александр Усс по поводу назначений в правительстве заявил, что смотрит на обновленный состав с оптимизмом – исполнительная власть состоит преимущественно из людей, хорошо знакомых с проблемами края.

Очевидно и другое: требования со стороны губернатора и депутатского корпуса будут повышенными. Как и персональная ответственность каждого члена кабинета министров. «Пожизненного» портфеля на срок полномочий губернатора новым назначенцам никто не обещал.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах