МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Красноярск

Башкирия поделится чистым воздухом с Красноярском

Атмосфера сотрудничества поможет от вредных выбросов

 На днях в Красноярске состоялся круглый стол, за которым речь шла о контроле над качеством окружающей среды. Так и хочется сказать - очередной круглый стол на заезженную тему. Но не будем делать поспешных выводов.

Коллаж: Сергей Гуськов

 Минувшим летом «МК» рассказывал, как в Советском районе Красноярска несколько ночей подряд жителям не давал спокойно спать неприятный запах. В некоторых случаях зловоние провоцировало головную боль. Горожане массово жаловались в Центр мониторинга окружающей среды Среднесибирского УГМС. Безуспешно. Станции ведомства не зафиксировали превышения допустимого содержания вредных веществ в районе. Ничего не «унюхали» и стационарные территориальные посты регионального министерства природы и экологии.

Примерно в это же время в очередном докладе Минприроды РФ «О состоянии и охране окружающей среды в России в 2013 году» прозвучало, что 57 % населения Красноярского края проживет на территории, где уровень загрязнения атмосферного воздуха расценивается как очень высокий. В нежелательных количествах содержатся в воздухе формальдегид, бензопирен, диоксид азота, сероуглерод, аммиак и диоксид серы. «МК» также писал, что край не сдает лидерских позиций по выбросам в атмосферу. Здесь мы впереди всех регионов СФО… Кстати, в 2012-2013 годах бюджет края ежегодно пополнялся примерно на 2,5 млрд рублей за счет платы, которую вносят все предприятия природопользования, негативно воздействующие на окружающую среду (сумма определяется исходя из объема и степени вредности конкретных веществ, которые «выплевывают» предприятия).

Тогда нас удивило, что федеральные специалисты издалека разнюхали больше, чем региональные - буквально у себя под носом. Сотрудники минприроды объяснили это тем, что имеющаяся в их арсенале техника способна распознавать только основные вещества, которые не имеют запаха. Тогда как специфические, как утверждают экологи, не менее опасны. Ситуация осложняется тем, что даже по поводу вычисленных в воздухе «гадостей» не всегда есть кому предъявить претензии. Наши предприятия обычно рапортуют о бдительности и бережном отношении к экологии. Мол, кто не без греха, есть выбросы, но самая малость.

ХХХ

Между тем специалисты из Башкортостана сказали выбросам «стоп». Технические разработки республики в области контроля над окружающей средой дали возможность с завидной точностью выявлять и наказывать нарушителей природоохранного законодательства. Местная природоохранная прокуратура вздохнула облегченно. Теперь она может представить в суде неопровержимое доказательство вины конкретного предприятия. Этот факт заставил руководителей вредных производств вздрогнуть и начать реальную работу над модернизацией оборудования и снижением вредных выбросов. Результат не заставил себя ждать. Число жалоб от населения на загрязненный воздух практически сошло на нет.

«Наши коллеги из Башкирии делают ставку не просто на мониторинг перечня общих загрязняющих веществ, а составляют аналитические отчеты по специфическим загрязняющим веществам, которые являются продуктом деятельности промышленности их территории. То есть нефтехимии, металлургии, - говорит заместитель министра природных ресурсов и экологии Красноярского края Сергей Шахматов. - Тогда как наша территориальная сеть ведет наблюдение только за общими показателями, которые определены рекомендациями Гидромета. Но, вылетая из трубы, одни вещества синтезируются с другими веществами, которые имеются в атмосфере. В результате появляются третьи – соединения, которые совершенно не изучены. На них население и жалуется. Чтобы анализировать специфические загрязняющие вещества, которые являются маркерами для конкретных производств - цветной металлургии, объектов энергетики и так далее, - нам необходимо техническое перевооружение нашей наблюдательной сети. Тогда у нас сложится точное понимание, кто виноват в очередных "залповых" выбросах и какую ответственность за это понесет виновный».

Цена вопроса измеряется не одним десятком миллионов. Но это не значит, что краю новая система мониторинга только снится. Минувшей зимой Красноярье попало в число победителей федерального пилотного проекта по развитию единой государственной системы экологического мониторинга. Проект рассчитан на три года. В его рамках за деньги, привлекаемые Всемирным банком реконструкции, мы будем догонять Башкирию.

ХХХ

- В Башкортостане экологии уделяется очень большое внимание, - пояснила в разговоре с «МК» начальник управления государственного аналитического контроля министерства природопользования и экологии республики, доктор химических наук, профессор Валентина Сафарова. - Так случилось, что и научные разработки у нас в этом направлении шагнули вперед. Сегодня мы применяем так называемую систему управления качеством атмосферного воздуха. В республике, в городах, которые подвержены техногенному воздействию, и конкретно на всех источниках загрязнения установлены датчики, которые оценивают выбросы. При помощи оперативного мониторинга маркерных соединений, присущих конкретным предприятиям, мы можем максимально быстро определить виновника вредных выбросов.

- Сегодня ваш регион называют самым прогрессивным в стране по оперативному поиску источника загрязнения. Как долго вы шли к тому, чтобы система показала качественный результат?

- Семь лет. Этот подход у нас запатентован. Но совершенно не значит, что Красноярскому краю придется проделать столь же долгий путь. По крайней мере, ваш регион не набьет шишек, которые достались нам. В самом начале мы сталкивались с недопониманием. Теперь вот работаем с финнами, голландцами. Некоторые приборы для нас готовит берлинский университет. Они, в свою очередь, тоже черпают у нас идеи.

- Вы намерены сотрудничать с Красноярьем?

- В ближайшее время планируем заключить соглашение между министерством природных ресурсов, экологии Красноярского края и министерством природопользования, экологии Башкирии. Будем отрабатывать реальные шаги по взаимодействию. Обмениваться информацией и опытом. Мы изучим материалы предприятий вашего края и определим реперные точки, чтобы можно было идти по ним, выявляя наиболее значимые токсиканты, которые следует взять на контроль. Пока мы не замахиваемся на глобальные исследования. Предприятий много, и эту работу в обозримом будущем не закончить. Поэтому поступим мудро. Все эксперименты нужно планировать таким образом, чтобы из минимума анализа получать максимум информации.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах