Схема добычи
Вкратце история банкротства ООО «Таймура» такова: нефтедобывающая компания получила 6,3 млн долларов займа от золотодобывающей компании (Ovoca Gold), которая решила диверсифицировать бизнес инвестициями в «черное золото». Сделка не состоялась, деньги же руководство «Таймуры» предпочло не возвращать – ни по собственной воле, ни по решению суда, которое вскоре последовало. В середине 2015 года Ovoca Gold подала иск о банкротстве «Таймуры». Процедура наблюдения на предприятии была введена в сентябре. В середине февраля 2016 года ООО «Таймура» признано банкротом, и в отношении него открыто конкурсное производство.
Наивно было бы объяснять произошедшее стечением обстоятельств. Очевидно, что началом конца «Таймуры» стало то самое решение о невозвращении 6,3 млн долларов, и принять его могло только руководство компании.
Как стало известно «МК» в Красноярске», фактически собственниками бизнеса ООО «Таймура» являются Владимир и Илья Прейсы, и это многое объясняет. Отец и сын Прейсы – личности известные, в частности, отметившиеся ранее в Красноярском крае в качестве владельцев золотодобывающей компании «Васильевский рудник». Это предприятие одно время считалось главным активом также принадлежащей Прейсам компании Angara Mining plc, но потом вдруг ушло в кипрские оффшоры. И очень вовремя – как раз тогда, когда Angara Mining plc должна была выплатить западным инвесторам более 50 млн долларов. Стоит ли говорить, что своих денег инвесторы так и не увидели?
Еще пример деятельности Владимира Прейса – ООО КБ «Монолит», лицензию у которого Банк России отозвал в марте 2014 года «в связи с потерей ликвидности», невыполнением обязательств перед кредиторами, вкладчиками и предоставлением в Банк России недостоверной отчетности.
Нетрудно сравнить прежние дела Прейса и ситуацию с «Таймурой»: творческий почерк вполне узнаваем. За теми давними историями тоже были люди, попавшие под каток больших финансовых интересов, как и те тридцать семь нефтяников, что сейчас не могут выехать с вахты под Ванаварой.
В нелегком жанре
Как нередко случается при проведении процедуры банкротства, бывший менеджмент «Таймуры» целенаправленно мешает конкурсному управляющему нормально работать. И.о. конкурсного управляющего ООО «Таймура» Наталия Мягких пояснила корреспонденту «МК», что она до сих пор не имеет доступа к первичной документации. Информацию о реальном финансовом положении компании, обороте, имуществе и обязательствах приходится собирать по крупицам – через сверки с контрагентами, поставщиками и покупателями, банками и налоговыми органами.
Таким образом удалось выяснить, что менеджмент «Таймуры» активно готовился к введению конкурсного производства – за три месяца до этого события из компании начали активно выводить деньги. В частности, в декабре 2015 года – феврале 2016 года 51,4 млн рублей были потрачены на покупку векселей компании, имеющей все признаки однодневки. Еще 16,5 млн рублей ушли ООО «ПЗЦМ-Втормет» (к слову, принадлежащему Прейсам) в качестве аванса за покупку оборудования. Какого именно, не знает никто.
Еще несколько миллионов были переведены под разными предлогами на счета различных компаний. В общей сложности за три месяца «Таймуру» «ограбили» на 72,7 млн рублей.
Проблему усугубляет отказ двух крупных контрагентов «Таймуры» платить за уже поставленные нефтепродукты. Что характерно, ранее ООО «Кросс Арктик групп» и ООО «НЕФТО» всегда рассчитывались исправно. В «Таймуре» склонны полагать, что неплатежи срежиссированы Прейсами и это не что иное, как продолжение вывода средств из компании.
В сумме «Кросс Арктик Групп» и «НЕФТО» должны «Таймуре» 21 млн рублей – этих денег хватило бы, чтобы выплатить нефтяникам заработную плату и отправить людей домой. Вахтовики же сидят в тайге и упражняются в эпистолярном жанре: сначала были письма в прокуратуру, которые не дали никакого результата, теперь – губернатору. Люди верят, что глава региона сможет воздействовать на контрагентов «Таймуры», и сделает это раньше, чем растает зимник – единственный путь, по которому вахтовики могут выбраться из тайги.