Главы крупнейших городов России собрались в Красноярске

Мегаполисы РФ: территории под застройку или пространства для самореализации?

Красноярский экономический форум по традиции является стартом нового политического сезона в России. В этом году КЭФ собрал на своей площадке более шести с половиной тысяч человек из 26 стран и 61 субъекта РФ. Красной линией по деловой программе форума прошла тема формирования стратегических направлений развития страны до 2030 года. На 14 площадках обсуждались актуальные вопросы, способы решения проблем в различных сферах и отраслях.

Мегаполисы РФ: территории под застройку или пространства для самореализации?
Фото предоставлено пресс-службой администрации Красноярска

Социальные сети - Фейсбук, Твиттер, Инстаграм и другие - в дни КЭФ-2016 стали своеобразным отражением повестки дискуссионных площадок. Участники в рамках 140 символов определяли основные смыслы обсуждений, заявляли о проблемах, тезисно формулировали возможные решения.

«Обсуждая стратегию развития, мы понимаем, что сегодня все муниципалитеты конкурируют между собой за самое главное – за человека. Поэтому приоритетной задачей является создание условий для самореализации горожан, в том числе путём формирования гармоничной городской среды», - разместил запись в социальной сети мэр Красноярска Эдхам Акбулатов.

Формирование гармоничной городской среды стало предметом дискуссии на одном из ключевых круглых столов КЭФ - «Новая градостроительная политика». Эта тема включена в программу форума не случайно. Учитывая опыт и наработки Красноярска - одного из первых городов России, сформировавшего пакет градостроительной документации в современной истории, - главы российских мегаполисов, отечественные и зарубежные эксперты обсудили и сформировали портфель реальных механизмов для решения актуальных вопросов современной градостроительной политики.

Например, обсуждая проблемы развития городов с точки зрения градостроительства, большинство участников дискуссии во главу угла поставили вопросы комплексной застройки жилых районов. По мнению экспертов, одна из причин уплотнённого развития городских территорий, заключается в том, что градостроительные планы, подготовленные в разное время, не отражают актуальной ситуации. В результате многоэтажные дома могут быть построены, как говорится, «окно в окно». Межквартальные проезды не учитывают транспортную нагрузку, не хватает парковочных зон. Рядом с домами формируются лишь небольшие клумбы, а не полноценные «зеленые» пространства. А земли под строительство детского сада и школы, которые необходимы новому жилому району, где проживают, в основном, молодые семьи с детьми, уже не остаётся. Спорные вопросы решаются, однако законодательная база не предоставляет муниципалитету широких прав. Поэтому очень важно сегодня решить вопросы, которые позволят на законодательном уровне четко регламентировать спорные вопросы.

«Мы сформировали ряд поправок в Градостроительный, Земельный кодексы и федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости». Такие изменения позволят законодательно регулировать вопросы гармоничного формирования новых жилых районов, строительства социальных объектов. Эти поправки, прежде всего, позволят муниципалитету отстаивать интересы горожан», - подчеркнул глава Красноярска Эдхам Акбулатов.

Новосибирский градоначальник Анатолий Локоть поддержал инициативы Красноярска, отметив, что некомплексная застройка отражает общие проблемы всех сибирских городов: «В Новосибирске в прошлом году было сдано рекордное количество квадратных метров жилья. Однако мы понимаем, что наряду с жилыми районами должны появляться сады, школы, поликлиники, спортивные объекты. Принцип комплексности и гармоничности - это приоритет. Но у нас практически нет земли, не обремененной правами третьих лиц, а строить социальные объекты необходимо. Инициативы решений проблемных вопросов позволят городам регулировать сложные процессы, связанные с ограниченными правами местного самоуправления».

В решении вопросов комплексной застройки особую роль играет и качество разрабатываемой документации. На сегодняшний день все проекты должны быть подтверждены положительным заключением экспертной организации. Строители для получения такого заключения имеют право обратиться в любую экспертную организацию, в том числе к специалистам других городов. С одной стороны, это положительная практика, с другой - экспертные организации оценивают лишь проект, без привязки к местности, без учета планировки близлежащих микрорайонов. Это вновь приводит к нарушению принципа комплексного развития городской территории. Решение этого вопроса, по мнению главы Красноярска, заключается в создании единой общедоступной базы проектно-сметной документации с положительными заключениями экспертизы.

«Сейчас очень много издержек появилось в сфере экспертизы и проектирования. Много частных организаций выпускают документацию, которая не соответствует современным требованиям развития городов и урбанистки, имеет низкий уровень подготовки, содержит огромное количество ошибок. Предложение о создании единой общедоступной базы является очень актуальным», - поддержал инициативу Красноярска мэр Омска Вячеслав Двораковский.

Обсуждая базовые принципы развития мегаполисов, эксперты сошлись во мнении, что развитие городских территорий зависит главным образом от того, какими ресурсами те обладают. Безусловно, у каждого муниципалитета свои уникальные фонды и резервы, свой как проблемный, так и позитивный опыт.

Глава Иркутска Дмитрий Бердников отметил, что градостроительная политика столицы Иркутской области направлена, в частности, на сохранение исторического наследия, привлечение частных инвестиций к решению вопросов общегородского значения. Красноярск, реализуя проект «Исторический квартал», взял за основу наработки Иркутска.

«Пилотным и очень успешным проектом этого направления работы стало создание «130-го квартала». Его логическое продолжение - проект «Иркутские кварталы». Принципы его реализации - это сохранение исторического наследия в сочетании с новой архитектурой XXI века, экологичность и многофункциональность. Это, уважаемые коллеги, позитивный пример социально ответственного партнерства бизнеса и власти», - рассказал мэр Дмитрий Бердников.

В свою очередь глава Томска Иван Кляйн поделился информацией о томских практиках муниципально-частного партнерства, оценил красноярские новации: «Транспортная схема, управление и организация перевозок - в этом плане вы шагнули вперёд нас. И мы хотели бы познакомиться с таким опытом».

ХХХ

Отметим, круглый стол «Новая градостроительная политика» является продолжением деятельности рабочей группы Госсовета РФ, которую возглавляет губернатор Красноярского края Виктор Толоконский. Итоги дискуссии на круглом столе будут сформированы в единый портфель инициатив и предложений. «В большинстве крупных городов нашей страны, как и в Красноярске, на повестке дня стоят задачи развития через призму поэтапной стратегии. Такое планирование учитывает наиболее перспективные отрасли. Одной из них является строительство. Развитие строительного комплекса и совершенствование градостроительной деятельности - тема государственного масштаба. Четкое законодательное регулирование, ужесточение ответственности, закрепление норм и правил для каждого субъекта строительной деятельности - это базовые механизмы, которые позволят ответить на вопросы: где найти ресурсы для развития городов и каким должен быть его вектор. Рекомендации, которые мы сегодня вместе выработали в рамках обсуждения, будут переданы для формирования плана работы по совершенствованию законодательства на федеральном уровне», - отметил глава Красноярска Эдхам Акбулатов, подводя итоги круглого стола.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 2 марта 2016

Заголовок в газете: Города России: территории под застройку или пространства для самореализации?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру