Мосгорсуд отклонил апелляцию держателя кредитных нот «Траста» Андрея Гнездилова на решение Басманного суда, который подтвердил законность списания нот в капитал банка, - описывают тяжбу в столице «Ведомости».
Что такое кредитные ноты? Как пояснили «МК» эксперты, по сути, это вид облигаций, ценных бумаг, приобретение которых дает их держателю право получить доход и основную сумму долга. Но отличаются они механизмом финансирования. Если говорить коротко: у банка есть заёмщики, есть права требования. Формируется некий пул этих прав требования. Под этот пул выпускаются ноты (облигации). Исполнение требований держателей нот обеспечивается тем, что заемщики банка исполняют свои обязательства по кредитному договору. То есть риски этих заемщиков перекладываются уже на держателей нот. Если у банка отзывается лицензия, то цепочка финансирования обрывается, поскольку формально заемщики остаются заемщиками банка. А держатели нот остаются ни с чем.
Похоже, именно такие непростые отношения сложились между держателем нот Гнездиловым и некогда высоко оценённым им банком. При этом Гнездилов, по данным столичных СМИ, заявлял, что не знал о рискованности владения нотами и их возможном списании в счет банка, не давал «Трасту» разрешения списывать деньги с брокерского счета на покупку нот. Однако суд полагает, что договор составлен верно, а Гнездилов – не какой-нибудь неопытный клиент, поскольку окончил экономический факультет МГУ, работал директором по финансам «Норильскгазпрома», а затем – «вице-губернатором Красноярского края», - пишут "Ведомости".
Остается за скобками история о том, когда, для каких целей, на какие средства Гнездилов приобрёл ценные, но рискованные бумаги.
Между тем про «Траст» написано уже немало. Так, РБК сообщает, что в конце 2014 года ЦБ оценил дыру в капитале «Траста» в 68 млрд рублей. После того как временная администрация Агентства страхования вкладов детально изучила состояние банка, оценила залоги по выданным кредитам, дыра увеличилась до 114 млрд. В частности, выяснилось, что по ряду проектов деньги были выданы в большем объеме, чем требовалось. МВД возбудило уголовные дела против ряда бывших топ-менеджеров «Траста». По мнению следствия, они заключали фиктивные кредитные договоры с зарегистрированными на Кипре компаниями, по которым перевели 7,05 млрд рублей и $ 118,3 млн. А газета «Коммерсантъ» писала, что главное Следственное управление ГУ МВД по Москве направило в Тверской районный суд ходатайства о заочном аресте владельцев банка «Траст» Ильи Юрова, Николая Фетисова и Сергея Беляева.