Куда лошадь вынесет
Даже в плохую погоду на открытом манеже Красноярского центра иппотерапии идут занятия. Родители стоят в сторонке, а сын ловко управляется с лошадью. Тренер лишь помогает ему. Для того, чтобы лошадь слушалась человека с особенностями здоровья, её долго обучают реагировать либо на движение ноги и положение тела (если у конника не работают руки), либо только на управление руками.
В адаптивном спорте коня готовят под конкретного всадника.
«На Западе под каждую патологию - своя лошадь, - рассказывает руководитель красноярского центра иппотерапии Татьяна Черняева. – Мы себе такого позволить не можем. Наши лошади – профессора, которые могут работать с людьми, страдающими от различных заболеваний. В этом - главная сложность подготовки и всадника, и коня».
В паралимпийском спорте предусмотрена своя программа для пяти групп всадников – по поражениям. Для кого-то годится обычная выездка, а кто-то и галопом может по манежу скакать. Но это уже серьезные спортсмены. А начинается все с обычных занятий иппотерапией. Ведь лошадки – лучшие лекари для ребятишек не только с ДЦП, но и с интеллектуальными нарушениями.
Конечно, есть дети, которые относятся к занятиям на лошади, как к очередной таблетке. У таких мало что получается. В конном спорте нужно обладать характером, терпением и стремлением переломить свой физический недуг. Тренеры отмечают: среди особенных детей таких очень много. И именно из них выходят настоящие чемпионы. В Красноярском центре иппотерапии, например, вырос многократный паралимпийский чемпион России по выездке Иван Братилов. Сейчас хорошие результаты показывает тотально слепая спортсменка. Занимается здесь ребенок с интеллектуальными нарушениями.
«Профессиональные тренеры не допускают поблажек: если ты спортсмен, значит вырабатываешь характер, - говорит Татьяна Черняева. – Больно, тяжело, но ты должен. И дети понимают это».
Конечно, физические особенности накладывают отпечаток и на эмоции. Иногда спортсмен бросает занятия и уходит снова в иппотерапию. А тренер ждет, понимает: нужно отпустить, чтобы ребенок осознал - без серьезных занятий он уже не может жить, это его шанс вырваться из тесного мира своей квартиры.
Как говорят тренеры, сложно работать не с особенными детьми, а с их родителями. Станет ли ребёнок спортсменом, добьётся ли успехов – во многом зависит от мамы с папой, от их желания и возможности уделять малышу время, настраивать на преодоление трудностей.
В практике Красноярского центра иппотерапии был печальный случай, когда из-за нежелания мамы возить дочь на занятия спорт потерял восходящую «звезду», способную конкурировать с сильнейшими конниками-паралимпийцами Сибирского федерального округа.
Всадники и волонтёры
И всё же главное направление работы Красноярского центра иппотерапии – занятия с особенными детьми, их адаптация и социализация. Центр стал первой в Красноярском крае организацией, пригласившей особенных ребятишек позаниматься на таком необычном «тренажере». КЦИ исполнилось 13 лет, и его сотрудники говорят: на их примере можно писать историю становления некоммерческого сектора экономики края.
Как показывает практика, все в некоммерческом секторе держится на интересе отдельных людей. Большой прибыли этот бизнес не приносит. Да и не бизнес это вовсе – социально ориентированное предприятие. Руководители, медики, тренеры и волонтеры работают здесь в большей степени ради идеи.
Желание оздоровлять детей с особенностями возникла у Татьяны Черняевой. Медицинский психолог по профессии, она работала в детском психоневрологическом диспансере, когда услышала об иппотерапии. Этот метод реабилитации ребятишек активно развивался в Польше, а в начале 2000 годов пришел в центры Москвы и Санкт-Петербруга. Татьяна Борисовна в юности занималась конным спортом, любила лошадей, и решила освоить новую методику.
После обучения в Москве Черняева пришла к ректору Красноярского аграрного университета с предложением организовать занятия на базе конюшни вуза. Ректор согласился. Так в Красноярск начались занятия иппотерапией.
Тут же появились первые клиенты. Здесь до сих пор помнят аутиста Владика. Он «достался» Татьяне Борисовне от психоневрологического диспансера – мальчик не позволял к себе прикасаться. Владик не давал сделать себе укол, не мог проехать в общественном транспорте - кричал. Работу начали с помощью волонтёров. Они учили мальчика находиться в общественных местах, спокойно относиться к присутствию большого числа людей. А лошади сгладили страх прикосновений. Сейчас Владик окончил специализированную школу, ездит в автобусах, спокойно чувствует себя в обществе.
«Наша задача - социализировать таких детей, чтобы они не пропали в этом мире, когда уйдут их родители», - поясняют в Красноярском центре иппотерапии.
С финансами было сложно. За занятие брали 50 рублей, а нужно было оплачивать аренду лошадей, выдавать зарплату работникам. Тогда некоммерческой организации очень помог биолог Владимир Шиенок – научился готовить документы на гранты.
«Писать гранты по иппотерапии я начал в 2003 году, - рассказывает исполнительный директор КЦИ Владимир Шиенок. - Мы выиграли несколько небольших – по тысяче долларов каждый. На эти деньги создали запас шорных изделий.»
Центр иппотерапии активно работал с обычной молодежью. На занятиях нужны волонтеры: один ведет коня за уздечку, другой страхует седока. Привлекли ребят, которые посещали секцию верховой езды. В качестве оплаты за работу предоставляли шорные изделия и лошадей для занятий.
А в 2004 году появилась краевая грантовая программа «Социальное партнерство во имя развития». Писали, выигрывали, работали. За счет грантов КЦИ обучил специалистов по иппотерапии и создал материальную базу.
«А потом на нас вышел фонд Александра Хлопонина – поддержал нашу программу «Доктор Иппо», - рассказывает Владимир Шиенок. – Мы начали заниматься с детьми бесплатно: за них платил фонд».
Эта программа действовала пять лет, затем КЦИ снова пришлось ввести плату за занятия и искать новые источники дохода.
В объединении - сила
В 2013 году у КЦИ появились свои лошади и собственная площадка для занятий. Как социальным предпринимателям, сотрудникам центра помогает бюджет края. За счет субсидий удается часть ребятишек оздоровлять бесплатно. На курсы выстраивается очередь малоимущих – ребёнок проходит 20 занятий, приезжает следующий. Особые дети прибывают даже из Кежмы, хотя, как говорят руководители КЦИ, в крае сегодня порядка 20 организаций оказывают услугу иппотерапии. Красноярцы помогают им консультациями и специалистами (например, если нужно поставить диагноз и назначить курс занятий).
Сегодня Красноярском центру иппотерапии тесно в рамках региона. Руководители КЦИ инициировали создание в СФО ассоциации некоммерческих организаций, занимающихся иппотерапией. В организацию вошли Новосибирская, Иркутская, Кемеровская области, Бурятия и, конечно, Красноярский край.
Объединение НКО поставило перед собой цель – создать стандарт услуги иппотерапии. Это актуально после выхода федерального закона, позволяющего некоммерческим организациям выставлять свои услуги на конкурс госзакупок.
«Для этого иппотерапия должна быть в реестре государственных услуг, - поясняет Владимир Шиенок. – Как только она появится, министерство социальной политики сможет выставлять её на торги».
Инициатива включения иппотерапии в реестр сегодня исходит не только от центров, предлагающих эту услугу, но и от самих благополучателей. Родители особенных детей видят пользу занятий. Первые шаги делает и профильное министерство: запросило у КЦИ информацию об организациях, занимающихся иппотерапией, поинтересовалось перспективами.
ХХХ
А перспективы блестящие. Недавно некоммерческая организация выиграла грант на строительство конно-спортивного реабилитационного комплекса, в котором планируется развивать и адаптивный спорт, и иппотерапию, предоставлять платные услуги населению.
Под одной крышей планируется объединить все реабилитационные процедуры для особых ребятишек – от иппотерапии до массажа и занятий с психологами.
Уже в нынешнем, 2016, году появятся открытые площадки и конюшни, а еще через два года вырастут крытые манежи и кабинеты специалистов. В 2018-м Красноярский край примет у себя соревнования Сибирского федерального округа по паралимпийской выездке. Пройдут они на новой площадке.