Впрочем, Константин Сенченко на встрече в редакции «МК» совсем не выглядит печальным или хоть сколько-нибудь расстроенным из-за ухода с поста. Загорелый, уверенный, он по-прежнему полон новых планов, проектов и идей. Похоже, годы, проведенные в политике (деле, как известно, не самом чистом), не деформировали его личность. Он твердо верит в такие понятия, как гражданское общество, инициатива, глобальное улучшение жизни, взаимопомощь, цивилизованность.
Отвечая на вопрос, как бы он хотел себя представить публике, Константин Сенченко ненадолго задумывается и выдает краткое определение: «Я прагматик. Но не идеальный человек». Хотя тут же оговаривается: если его сто раз попросить сформулировать доминанту своей личности, он дал бы сто разных определений, в зависимости от контекста или внутреннего состояния.
Год назад Сенченко продемонстрировал публичный развод с партией «Гражданская платформа». По его словам, он в ту пору сильно разочаровался в лидере партии, миллиардере Михаиле Прохорове.
- Когда я пришел в партию (Сенченко стоял у истоков создания регионального отделения «ГП», – «МК»), я ни секунды не сомневался. Передо мной в лице лидера партии – настоящий мужик. Что называется, со стальными… нервами. Коммерсант, вокруг которого вьются девушки, мачо, деловая хватка, сильный, занимается восточными единоборствами. Но как оказалось позже, это был внешний антураж. Когда дошло до драки, он сдал всех и сбежал в кусты!
Сенченко возглавлял фракцию «ГП» в горсовете. После развала партии он стал беспартийным.
- Не пытаются ли вас привлечь на сторону какой-либо фракции, группировки в горсовете, или продавить? Ведь, судя по всему, во время ключевых голосований происходят такие «ситуативные объединения»…
- Разговоры такие ведутся постоянно… Я стараюсь со всеми нормально общаться, в деловом, целесообразном ключе. Я вне партий, и это позволяет мне оставаться самим собой. Ни с кем и с ни чем не связан, в том числе с так называемой партийной дисциплиной при голосованиях.
С другой стороны, это может быть и минусом. Один в поле… Вот, например, при финальном голосовании за прямые выборы мэра почти все, кто публично был за сохранение голосования народа, «сложили крылья».
Я вообще не вижу таких партий сегодня, которые бы идеологически отличались одна от другой. На мой взгляд, каждая из парторганизаций должна иметь свой стержень, базу, которые определяют её позицию. Ради этой одной корневой идеи (как, например, на Западе «зеленые» борются за экологию) они и должны идти во власть. А так складывается впечатление, что все они словно соревнуются за одну цель: как показать, кто из партий больше любит страну. Мы, увы, привыкли верить лозунгам, а не делам. Мы, россияне, как правило, руководствуемся, как женщины, сердцем, а не умом. Если будем оперировать сухими цифрами, то их никто не воспримет. А вот если выйдет красивый парень, пообещает чудо, то эмоции, скорее всего, позволят ему стать лидером. На мой взгляд, бездумный, оголтелый, истеричный «патриотизм» только вредит стране, краю, городу. Хуже врага! Нужен разумный подход, чтобы просчитать, как те или иные решения могут повредить развитию экономики.
- Кстати, о развитии. На сессиях горсовета иногда принятие решений, очевидных в своей целесообразности, натыкается на бесконечные споры. Поэтому до сих пор многие городские проблемы не решены. Как вообще выглядит горсовет изнутри? Нередко в адрес некоторых депутатов сегодняшнего состава парламента из уст горожан сыплются такие оценки как «цирк и клоуны». И это самые мягкие из метафор…
- На самом деле, при всей критике со стороны, орган выглядит более чем дееспособным. И более эффективным, чем, например, нынешний состав Законодательного собрания края. Но, как говорится, в тихом омуте черти водятся. В ЗС все тихо, гладко, спокойно, всем кажется – вот депутаты молодцы! Но там просто нет людей, которые способны острые вопросы друг другу задавать. Например, по выборам в муниципалитеты края, где глав выбирают теперь не прямым голосованием, а по решению комиссий с участием чиновников. Если начать задавать нардепам вопросы, почему они приняли такие законы, то начнется буза почище нашей! Почему в ЗС боятся прихода в этот орган представителей красноярского горсовета? Потому что большинство городских депутатов привыкли прямо заявлять свою позицию. А там, в ЗС, похоже, сформировалась некая элита. Им легче собраться, договориться, поделить кресла в парламенте, а не слушать мнение людей, которые их избрали. Многие решения краевых депутатов выглядят как преследующие личные, возможно, корыстные интересы. Насколько обновится новый состав ЗС после выборов-2016? Думаю, процентов на 30-50. Из них половина точно придет из горсовета. Самые яркие, амбициозные личности уже вовсю в кулуарах обсуждают стратегические планы. Некоторые готовы идти в страны из города. К примеру, на ЗС нацелились, по моим сведениям, Глисков, Владимиров, Суртаев, Волков. На Госдуму – пока только Владимир Егоров.
- Пока это только планы, насколько я понимаю. А с чем вызван ваш реальный уход с поста зампреда комиссии в горсовете?
- Несколько лет назад я стал один из акционеров российской инновационной компании, одним из основателей которого некогда была госкорпорация Роснано. Однако новосибирские ученые (а именно в Академгородке размешены производственные площади компании «Оксиал») развернулись так, что их продукт - нанотрубки - стал символом российского прорыва на инновационном поприще. Именно нанотрубки «Оксиала» похвалил президент России Владимир Путин во время своего недавнего выступления на климатической конференции ООН в Париже. Глава государства сказал, что РФ поможет в борьбе с глобальным потеплением: «Например, Россией разработана технология использования добавок на основе углеродных нанотрубок. По оценкам экспертов, применение этой технологии только в России снизит эмиссию углекислого газа к 2030 году на 160-180 миллионов тонн. Конечно, мы готовы к взаимному обмену подобными разработками». Но чтобы успешно подвигать технологию на западный рынок - и это одна из задач страны - было принято решение зарегистрировать компанию в нейтральной юрисдикции – в Люксембурге. Для меня как акционера компании это привело к тому, что я вынужден покинуть кресло зампреда комиссии в горсовете, поскольку не могу владеть зарубежными активами. Таковы реалии законодательства.
- А почему бы вам не продать спорные акции?
- А мне интересно наблюдать, как растет компания. Ведь это действительно инновация, которая выводит нас в лидеры на мировом рынке! Нам нужны патенты, рост, доминанта. И потом, в совете директоров компании и в акционерах находятся действительно светила отечественной, сибирcкой науки, с которыми мне очень интересно и полезно общаться. Это бесценно! Вообще развитие инноваций во всём мире знаете как происходит? Вокруг «куста», которым, как правило, является какой-либо видный университет, образуются кластеры. Научная школа, профессура подтягивает молодые таланты с горящими глазами, что называется. Те двигают идеи, сверяя правильность со старшими учёными. А уже вокруг университета и этой творческой молодежи собираются те, кто готов вложить средства в самые перспективные наукоемкие технологии. Нам надо брать пример с таких практик.
- Про горящие глаза молодежи я уже наслышана. К примеру, видела не так давно на одном молодежном форуме сотни молодых «энтузиастов», жителей края, которые при первой возможности пообщаться с крупным чиновником, как думаете, о чем спросили? Догадаетесь?
- Как стать чиновником? Ну, это не новость. Молодежь же не обманешь. Они же слышат, что говорят родители, друзья, СМИ - каковы рецепты достижения финансового благополучия в нашей стране.
- Вы вот тоже недавно решили поддержать чиновников горсовета…
- Да, речь зашла о сокращении одной из ставок юристов для экономии бюджетных средств. Я посмотрел: там сплошь молодые сотрудницы, у которых и дети, и ипотека. У них испуганные глаза от одной мысли, что кто-то должен уйти. А нам, как депутатам, положена компенсация части затрат на помощников, мобильную связь и прочие расходы. Мы же на безвозмездной основе работаем. Я предложим свою часть - это 17 тысяч рублей в месяц - вернуть в бюджет и сохранить при этом ставку сотрудника аппарата. Но, как оказалось, это сложнее, чем я мог себе представить. Мне придется через решение сессии проводить свой отказ, это куча документов. К тому же деньги вернутся в бюджет, а не на содержание конкретного муниципального служащего. Думаю, в таком случае мой пример поддержат и другие обеспеченные люди, которые заседают в горсовете, и для которых такие деньги – необязательный и ненужный платеж со стороны государства.
- Наша экономика все больше напоминает мобилизационную. Куда тянется молодежь - понятно. Тем не менее, вы, похоже, не устаете верить в силу сообщества и реальные добрые дела, как бы риторично это ни звучало?
- Общество может многое. К примеру, на недавнем городском форуме мы провели, не потратив, кстати, ни копейки бюджетных денег, инвестиционную сессию. И нашли для десятка молодых предпринимателей тех людей, которые готовы поддерживать их проекты. Среди них, для примера, пошив уникальных детских пеленок, выращивание ягод, студенческие прачечные. Договоры были подписаны, хоть и не в инновационной сфере, и не на миллионы долларов. Но все же это не социальное иждивенчество, и не мечты о чиновничестве как венце жизни.