Покорение Америки Сибирью состоялось благодаря танцу

Ансамбль имени Михаила Годенко: от политических провокаций до мирового признания

В отличие от простых американцев периода «холодной войны» современные жители Нового Света, несмотря на политические санкции, любят русских. К такому выводу пришли артисты Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири имени М. С. Годенко, вернувшиеся с гастролей по США и Мексике накануне 55-летнего юбилея коллектива.

Ансамбль имени Михаила Годенко: от политических провокаций до мирового признания
Фото предоставлено администрацией ансамбля танца Сибири имени Михаила Годенко

Девы чудной красоты, а под юбками хвосты…

Первый раз ансамбль посетил Америку в 60-е годы прошлого века. Отношение к русским тогда варьировалось от равнодушного до неприязненного. На концертах случались провокации. Ветеран коллектива Андрей Леонов вспоминает, как во время исполнения номера «У колодца» на сцену из зала бросили круглый предмет, который крутился, шипел и дымился. Леонов сравнил его с ядром, которое упало перед Андреем Болконским в фильме «Война и мир». Зал замер. А красноярцы продолжали выступление. Один из танцовщиков, ныне покойный Виктор Московкин, подошёл, спокойно поднял шар, ушёл за кулисы, посмотрел в окно и, убедившись, что на улице никого нет, выкинул «шутиху».

«На сцене - дым, у девчат краска на лице потекла, глаза залила, - рассказывает Леонов. - Раньше не было такой косметики влагостойкой как сейчас, красились наши девочки тушью в коробочке как спичечный коробок. Слезы текут у них, глаза жжёт, но ни одна не бросила ведро, не чихнула, все дотанцевали номер до конца. Американские зрители аплодировали стоя…

Очень много в то время было провокаций. Помню, в Японии в 1982 году выступали. Приехали из аэропорта к гостинице, надо отдохнуть перед концертом. Вдруг видим: автобус летит на таран в наш автобус. Михаил Семенович Годенко говорит: «Спокойно! Сидеть всем!» Страшно было, но все оставались на местах, и автобус в последний момент затормозил перед нами. Видимо, хотели перед концертом запугать, чтобы мы не смогли выступать. Потом выставили большие репродукторы и в них кричали: «Русские, убирайтесь домой!» - не давали отдохнуть перед концертом. Измотанные приехали на площадку (одну из лучших нам предоставили) и, когда на сцену вышли, то увидели, что зал заполнен до отказа, а в проходах на ступенях сидят те, кто нам мешал. Мы потом спросили их: «Зачем вы это делали?» Говорят: «Мы так хотели попасть на ваш концерт, но билетов не было, поэтому согласились на предложение провокаторов, мол, покричите два с половиной часа у гостиницы – получите контрамарку».

В 1978 году в Латинской Америке был парадоксальный случай. Местным жителям сказали, что прилетят артисты из Сибири, из Красноярска. Они понять не могли где это. Я видел местную карту мира, на ней есть Новосибирск, а дальше ничего – зеленая тайга, Красноярска нет. Вот идут наши артисты, а Годенко женщин всегда впереди пропускал. Они выступают словно павы, гордо несут себя. В это время подбегают мальчишки, и давай им юбки задирать. Оказалось, взрослые подговорили. Прошёл слух, что у наших белокурых красавиц с косами есть хвосты, вот и проверяли.

Михаил Годенко. Фото из архива Красноярского государственного ансамбля танца Сибири
Я был в Америке на гастролях четыре раза. Последний - в 1993 году в Сан-Франциско. Ко мне тогда подошёл бывший артист ансамбля танца СССР. Он женился на американке и переехал в США. В Сан-Франциско организовал ансамбль танца «Нева». В коллективе не было ни одного русского, все американцы. Он попросил приехать и дать его танцовщикам мастер-класс. Мы показали, как барышням нести себя, чтобы не пинать впереди подол платья, и парням показали все свое умение. Вы не представляете, как они на нас смотрели! Стояло четыре камеры - все фиксировали. Их было человек тридцать, я заметил барышню в розовом гимнастическом купальнике, колготках, гетрах, а на голове хвостики с розовыми резинками, фигура как у девушки, а ей был 81 год. Спрашиваю в шоке: «Это что!?!» Он отвечает: «Это мой Изумрудный остров. Её муж - командующий седьмым американским флотом в отставке. Его субсидии нас поддерживают». Когда все закончилось, нас повезли в ресторан. В машине он передает мне 400 долларов. Я тогда был ведущим танцовщиком и самая большая ставка - в день 45 долларов. А тут за полтора часа работы такая сумма! Он говорит: «Вообще-то тебе положено 800 долларов, но сейчас нас командующий рассчитает, и получишь остальное».

Сибирские танцовщики уверены, что ансамбль выполняет важную не только культурную, но и политическую миссию. «На фоне Украины, Сирии, - говорит Андрей Леонов, - выступления коллектива поднимают авторитет нашего государства, как и в прошлые годы. Этому нет цены. Простые американцы очень любят нас. Я это знаю, у меня дочь живёт в Нью-Йорке восьмой год».

Фото предоставлено администрацией ансамбля танца Сибири имени Михаила Годенко
Успех без спецэффектов

«Главная функция коллектива - пропаганда русской культуры и, в частности, сибирского фольклора на мировом уровне, - считает художественный руководитель ансамбля Владимир Моисеев. – Важно, что не нужно перевода, зритель в любой точке мира прекрасно понимает и ценит сюжет, красоту, уникальную музыку, вручную сделанные костюмы, неповторимую душу, колорит и энергетику выступления».

Нынешний гастрольный тур не был простым. За 50 дней - 30 концертов в 25 штатах (половина Америки) и два концерта на фестивале в Монтеррей (Мексика). Например, чтобы из Флориды доехать до Калифорнии - это порядка пяти с лишним тысяч километров - коллектив затратил четыре дня. Да, очень комфортабельный автобус, летящий на скорости 120 километров в час, идеальные дороги, хорошие стоянки, где можно перекусить. Но провести в кресле столько часов физически очень тяжело, а ведь еще нужно после этого полноценно выложиться на сцене.

Тур начался с выступления на фестивале мирового уровня «Санта Лучия» в культурной столице Мексика - Монтеррее. На мероприятие приглашают известнейшие коллективы со всего мира: балет, фольклор, современный танец, певческое искусство. Коллективы на этой площадке могут выступить только один раз. «Мы выступили в течение двух дней дважды. Такое было впервые, - делится Моисеев. - Более того, устроители фестиваля в виде исключения задумались о том, чтобы сменить традицию и приглашать какие-то эксклюзивные коллективы - в данном случае наш - даже дважды. Нам хотят устроить большой тур по Мексике на следующий год».

В США для выступления красноярских артистов предоставили лучшие концертные залы вместимостью на тысячу мест. Солт-Лейк-Сити, Нью-Йорк, Вашингтон, культурная столица Америки Бостон. Флорида, где живут очень небедные люди. Когда наступает зима на востоке страны, богачи перебираются во Флориду греться. Они и стали зрителями. «Очень много отзывов. Что особенно приятно, зрители говорили, что за последнюю четверть века ничего подобного не видели: такой энергетики, души, красоты. При этом с точки зрения современных шоу мы выступали довольно скромно - не было спецэффектов, поддержки световой, все очень лаконично, строго, академично. Но зрители на одном дыхании смотрели оба отделения, которые длились два часа. И в конце скандировали стоя: «Еще! Еще!» Спрашивали: когда вы приедете в следующий раз?», - рассказывает Моисеев.

Он поведал ещё об одном любопытном факте, подтверждающем уважительное отношение обычных американцев к российскому коллективу. Один из концертов совпал с Хэллоуином. Для Америки это чуть ли не национальный праздник. Однако перед выступлением наших артистов атрибутику Дня всех святых из зала убрали, посчитав, что её несовместимой психологически и эстетически с выступлением сибирского коллектива. «Было очень торжественно: ветераны выносили знамена и пели гимн своего города. Они очень патриотично относятся к празднику, тем не менее, зал подготовили под нас. Это было в глубинке, где многие русских никогда не видели. Зал небольшой, на 600 мест, но почти весь заполнен. Были представители старшего поколения. Мы слышали их воспоминания о периоде «холодной войны» с СССР и то, как они анализировали, давали оценку выступлению, говорили, что на самом деле - вот она, Россия, а все политические игры - это далеко наверху. Именно здесь - реальная жизнь и точно такие же желания простого народа: жить полной жизнью, интересно, в достатке, общаться и посредством искусства тоже», - вспоминает Моисеев.

Землякам почёт тройной

По возвращении в Красноярск времени на отдых у артистов не оказалось - предстоят концерты по краю. А нужно ещё подготовить к празднованию 55-летнего юбилея коллектива новую постановку, которая должна стать сюрпризом на концерте 20-21 декабря в Красноярске.

«У Михаила Семеновича Годенко была установка - перед иностранными зрителями выступать прекрасно, а перед земляками - в три раза лучше, - делится директор ансамбля танца Сибири Людмила Черепнина. - В честь юбилея мы сделали проект - творческие встречи с артистами нашего ансамбля. Что особенно ценно, на каждом концерте были зрители разных возрастов, начиная от детей семи-восьми лет и заканчивая пенсионерами. До этого состоялась поездка в Крым, где коллектив представлял Красноярский край. Всем запомнилось, как в Красноперекопске (это на границе с Украиной) после концерта зал встал и скандировал: «Россия, мы с тобой!». А ведь мы ничего для этого не предпринимали, просто артисты как всегда с душой дарили своё искусство зрителям».

По словам начальника отдела искусств министерства культуры края Виталия Зацепина, памятник Михаилу Годенко (за установку проголосовали красноярцы) скоро появится в столице региона: «Заканчивается конкурсная процедура по созданию эскиза, в следующем году памятник будет установлен. Ансамбль является визитной карточкой не только Красноярского края и Сибири, но и всей России, прославляя фольклор, хореографическое искусство и имя создателя ансамбля».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 2 декабря 2015

Заголовок в газете: Покорение Америки Сибирью

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру