Ураганная хроника
В регионе сгорело больше четырех десятков жилых домов - несопоставимый с хакасскими разрушениями масштаб, но для многих семей это стало настоящей бедой. Девятнадцать зданий разрушены огнем в поселке Каптырево Шушенского района. На улице без документов, денег и вещей оказались 46 человек, из них 14 - дети. Та же участь постигла 29 жителей (в том числе десять детей) поселка Большая Иня Минусинского района, где пожар уничтожил десять домов. Сгорело 15 дач садового общества «Сапфир» в Емельяновском районе.
Как рассказали «МК» звонившие в редакцию читатели, от ураганного ветра, порывы которого достигали скорости 30 метров в секунду, в некоторых территориях края произошли порывы электропроводов – сотни селян остались без света. Официальной информации о том, сколько посёлков было обесточено и как быстро устранялись аварии, пока нет.
В Красноярске шквальный ветер вырывал с корнем деревья, срывал крыши с домов, валил фонарные столбы. Под одним из них оказалась проезжавшая по улице Пограничников иномарка. Только благодаря счастливой случайности не пострадали находившиеся в ней люди. Во дворе дома на проспекте 60 лет СССР на припаркованную машину обрушился старый тополь. Металлическая конструкция на улице Мате Залки рухнула на проезжую часть. На детской площадке по улице 9 Мая ветер опрокинул игровой комплекс. На улице Амурской с крыши пятиэтажного дома сорвало весь шифер.
И это только часть разрушений, о которых стало известно. Удивительно, что при таком разгуле стихии в крае обошлось без человеческих жертв.
«Огненное кольцо из палов травы плотно окружило Красноярск, - сообщали 12 апреля в пресс-службе регионального управления МЧС. - Огонь распространялся по всем рекреационным зонам на острове Татышев, острове Отдыха, в Студенческом городке и Академгородке. Пожары переходили на гаражи и дачные домики, уничтожены сотни гектаров травы. Шквалистый ветер раздувал небольшие очаги огня на огромные площади. Причиной всех пожаров стал пресловутый «человеческий фактор», халатность и безразличие».
Безразличие и наказание
Халатность. В Хакасию, к которой с воскресенья приковано внимание федеральных органов власти, спасательных служб и правоохранительных ведомств, из Красноярского края направлены на подмогу коллегам 15 специалистов регионального Следственного комитета. Как сообщил в понедельник официальный представитель СК РФ Владимир Маркин, уже возбуждено в связи с гибелью людей пять уголовных дел по статье «халатность», предполагающей до семи лет лишения свободы.
В Красноярском крае тоже будут искать виновных в пожарах, но поскольку смертельных исходов не зафиксировано, подозреваемым грозит, вероятно, административное взыскание. На аппаратном совещании, которое провел в понедельник губернатор Виктор Толоконский, замначальника ГУ МВД по краю Александр Попов сообщил, что на пепелищах уже работают следственно-оперативные группы, пытаясь определить виновных в возгораниях. «Проводятся административные расследования, - подтвердила министр природных ресурсов и экологии края Елена Вавилова. - Штрафы за такие правонарушения серьезные: для граждан - пять тысяч рублей, для юридических лиц - до миллиона».
Решением комиссии по чрезвычайным ситуациям при правительстве края на территориях пяти муниципальных образований (Минусинского, Новосёловского, Емельяновского, Берёзовского и Манского районов) введены особые противопожарные режимы. «В этих условиях для нарушителей увеличиваются штрафы в два раза. Вид административного наказания «Предупреждение» исключается», - сообщили в пресс-службе ГУ МЧС по краю.
Весенний пал сухой травы и связанные с ним проблемы повторяются из года в год. На этот раз обманчиво безобидное действо показало масштаб возможных последствий. Урок из трагедии, возможно, извлекут не только обыватели. На последствия огненного урагана сейчас наслаиваются воспоминания о совсем еще недавних грозных прогнозах, которые должны были насторожить тех, кто несет ответственность за предупреждение подобных ЧП. В Хакасии Роспотребнадзор заявлял об угрозе пожаров этой весной. Управление МЧС по Красноярскому краю в марте сообщало, что из-за практически бесснежной зимы ожидается совсем малый паводок и крупные пожары. Угроза не была тайной. Почему не везде оказались готовы дать отпор стихии?
В ГУ МЧС по краю «МК» пояснили: «Невозможно проследить, где стихийно кто-то устроит палы травы. Метод борьбы с нарушителями только один - штрафы». Не удивлюсь, если в Хакасии, где возбуждены уголовные дела, виновными окажутся сами пострадавшие, а вовсе не должностные лица, обязанные принимать все меры во избежание подобных трагедий.