Нефтяная компания увеличит популяцию оленей и сократит людей

Александр Усс: "Мы стали одной из главных нефтедобывающих провинций России, но я лично этого не чувствую"

 В прошлую пятницу НК «Роснефть» сообщила радостную новость - в Эвенкии найдены олени. «Учеными Сибирского федерального университета при поддержке НК «Роснефть» обнаружена пропавшая популяция эвенкийского дикого северного оленя», - гласит официальный сайт компании. Сколько денег на это потрачено - не сообщается, но, судя по всему, немало, потому что животных по тайге искали с помощью авиации, а это тысяч 70-100 за час полета. Теперь оленей пометят спутниковыми ошейниками и будут в режиме реального времени следить за их перемещением из Эвенкии на Таймыр.

Александр Усс: "Мы стали одной из главных нефтедобывающих провинций России, но я лично этого не чувствую"
Рисунок: Анатолий Самарин

 Четвероногих в компании любят – это очевидно. На прошлой неделе на сессии Заксобрания края региональный министр промышленности Анатолий Цыкалов сообщил, что «Ванкорнефть» в эвенкийском интернате финансирует секцию по гонкам на собачьих упряжках, выделяет ежегодно по миллиону рублей. Это был ответ на вопрос депутата Марины Добровольской: есть ли какие-то договоры о социальном партнерстве с Ванкором, чтобы приехать и посмотреть? «Собаки меня, конечно, тронули, но если учитывать масштабы предприятия, это все выглядит жалкой подачкой», - возмутилась Добровольская.

Тема нефтяной компании в повестке сессии не значилась, и возникла по инициативе депутатов, когда они узнали, что на «Ванкорнефти» грядет сокращение сотрудников. Цыкалов подтвердил: 124 работника должны быть уволены согласно данным, предоставленным в краевое агентство труда и занятости населения. «В нынешних условиях это тем более странно, - удивился парламентарий Артем Черных. - Сокращение компания затеяла, когда крупные предприятия, мелкий и средний бизнес должны объединиться и создать условия, чтобы люди могли зарабатывать, и вкладывать в экономику. Когда в этих условиях одна из крупных компаний края принимает такое решение, не обсудив его с депутатами, правительством региона, это, по меньшей мере, неправильно, некультурно с точки зрения организации бизнеса на территории края».

Помнится, в декабре 2008 года, несмотря на грянувший экономический кризис, депутаты авансом, не дожидаясь, когда компания начнет добывать нефть и проявит себя, предоставили ей налоговые льготы. Планы строили радужные и по части отчислений в бюджет, и по части развития экономики региона. Что мы имеем сегодня?

Инфографика: www.expert.ru
«За пять лет с начала промышленной добычи на Ванкорском месторождении экономика Красноярского края получила новое направление развития. Однако добыча нефти, несмотря на масштабное инвестирование, не смогла придать импульс промышленному строительству, нефтесервису, нефтегазовому машиностроению… Доля жителей края, занятых в компании, составляет 45-55 %, остальные - это специалисты, привлеченные из других регионов. Несмотря на интенсивное наращивание добычи на Ванкоре, налоги от месторождения в краевой бюджет с 2011 года сокращаются. В 2012 году доля нефти и газа в налоговых поступлениях составила менее 6 % (см. график 1 и 2, – «МК»)», - цитирует кандидата экономических наук, сотрудника Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Ирину Семыкину журнал «Эксперт» (№ 11 от 10 марта 2014 г.).

Инфографика: www.expert.ru
То есть ничего из того, на что рассчитывали депутаты, край не получил.

«Ванкорнефть» каждый год приводит социальный отчет, а я хожу туда и задаю главный вопрос: как сокращается доля пришлых на предприятиях? Увеличивается ли доля местных? Там доходило до веселостей - они пытались объяснить, что в крае юристов и экономистов нет. Поэтому они вынуждены привозить их извне… К сожалению, позиция наших органов власти в основном такова: «Спасибо, дорогие, что вы к нам пришли! Спасибо, что дали миллион, два, пятьсот тысяч!» А стратегического социального сотрудничества пока нет. Надежду на него в свое время дало строительство института нефти и газа в СФУ, но с тех пор масштабных проектов нет», - сообщил коллегам вице-председатель ЗС Алексей Клешко.

«Некоторые примеры социальной активности предприятия, которые здесь звучали, не слишком впечатляют. Типа собак накормим. У меня жена на полмиллиона уже много лет платит стипендию студентам СФУ и по этому поводу никаких социальных отчетов не делает. Мы стали одной из главных нефтедобывающих провинций России, но я лично этого не чувствую. Надо ситуацию пересматривать, не в ущерб компании, но и не в ущерб нам», - высказался спикер Александр Усс.

Поговорили и сошлись в очередной раз на том, что исполнительной власти региона нужно активнее и эффективнее сотрудничать с нефтяной компанией. Есть, правда, сомнения, что сама «Ванкорнефть» горит желанием выстраивать диалог с Законодательным собранием и с исполнительной властью. Ведь компании и так везде зеленый свет: сырье качает, налоговыми преференциями пользуется – зачем, как говорится, еще суетиться? Зачем ходить на сессии, оправдываться перед депутатами? Складывается впечатление, что представители «Ванкора» и были-то в парламенте всего один раз - когда просили налоговые послабления.

К слову, и на последнем заседании перед депутатами отчитывались (какую пользу приносят региону), опять же, не представители топ-менеджмента «Ванкорнефти» - министр Цыкалов да премьер Виктор Томенко грудью вставали на защиту нефтяников.

Частно-государственное партнерство, однако…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 10 декабря 2014

Заголовок в газете: А оленям лучше

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру