Казенный счёт пошёл по полной программе

До 15 октября правительство Красноярского края внесет в парламент региона проект бюджета на 2015-2017 годы

 В главном финансовом документе содержится 21 госпрограмма. Они направлены на развитие социальной сферы (здравоохранение, образование, социальную поддержку населения), поддержку экономики региона, на содействие развитию местного самоуправления. «Все госпрограммы составят основу проекта краевого бюджета на 2015 - 2017 годы. Общий объем их финансирования с учетом федеральных средств в 2015 году составит около 177 млрд рублей, а это 96 % расходов краевого бюджета», - пояснил на прошлой неделе исполняющий обязанности председателя правительства края Виктор Томенко.

До 15 октября правительство Красноярского края внесет в парламент региона проект бюджета на 2015-2017 годы
Коллаж: Сергей Гуськов

По словам и. о. премьер-министра, проекты всех госпрограмм проходят несколько стадий согласования. Их рассматривают на заседаниях комиссии по социально-экономическому развитию и бюджетным проектировкам, на общественных советах при министерствах. Свою оценку дают аудиторы Счетной палаты края, а также профильные комитеты Заксобрания. Столь пристальное внимание связано, в частности, с тем, что для важнейшего финансового документа региона программный формат - все еще новшество.

Аналогичную верстку бюджета край попробовал в 2014 году. В чем ее «фишка»? Практически вся расходная часть распределена между программами. В нынешнем году их двадцать. Львиная доля расходов приходится на образование – 36,9 млрд рублей (22,5 %). На втором месте соцполитика - 34,8 млрд рублей (19,8 %). За ней следует здравоохранение – 31,5 млрд рублей (17,9 %). Не станем утомлять читателей, перечисляя, на какие конкретно мероприятия выделены деньги. Кому любопытно - информацию может найти на сайте краевого минфина в разделе «Открытый бюджет». Гораздо интереснее, как эти средства осваиваются и что получат жители региона? Но поскольку год еще не закончился, итоги подводить рано. И все же «МК» решил выяснить у народных избранников их отношение к бюджетному нововведению.

«Не знаю пока, насколько эффективен такой подход, - признается депутат Заксобрания Владислав Зырянов. - Не могу сказать, чтобы что-то радикальное, какой-то рывок произошел. В своем избирательном округе я изменений не почувствовал. Важно, чтобы не разворовывались деньги, чтобы подрядчики прозрачным образом выбирались на конкурсах, завышения смет не было, а это в меньшей степени зависит от названия программы и формы бюджета. Но в принципе подход правильный, надо понимать, на что тратить и к чему эти траты приведут. Это хорошо забытое старое. По сути, это та же плановая экономика и ничего плохого в этом нет. Но я пока не могу сказать, что поменялось в связи с этим в жизни края и его населения».

«Хотелось бы видеть еще и оценки эффективности исполнения этих программ, - говорит член комитета по бюджету и экономической политике Заксобрания Павел Семизоров. - Мы этого не увидели. Если какие-то программы не исполняются, никому за это ничего не будет. Есть цели программ, они должны выполняться. Не выполняются, нужно понимать, кто виноват и как будет наказан, чтобы неповадно было. Уже наблюдаются некоторые переброски бюджетных средств. Например, в программе были заложены бюджетом средства, кто-то их не освоил, начинаем переброску в другие программы. Зырянов попросил недавно перенести средства на следующий год, чтобы Минусинский район провел конкурс и получил подрядчика для ремонта музея. Деньги были заложены в программе по этому направлению в 2014 году, но их не освоили: либо подрядчика не нашли, либо документацию не подготовили. Виновата власть района, не отработали программу. Понятно, что деньги перебросили на 2015 год. Таких примеров, когда идет неисполнение программ, много. Недавно рассматривали на комитете ход строительства театра Пушкина. Тоже подрядчик начинает там увеличивать стоимость сметы. Изначально была заложена одна сумма, причем все понимают, что при составлении ПСД сразу закладывается увеличение на инфляцию и остальные затраты, непредвиденные расходы. Помимо этих заложенных увеличений теперь еще требуется триста миллионов, уже опять не хватает. Опять выходим за пределы программы. Если на конкурсе подрядчик согласился на условия, надо выполнять, а не рассказывать сейчас о своих проблемах, из-за которых приходится увеличивать расходы и у региона опять денег просить. Это неправильно. Министерство культуры, которому подведомственна эта стройка, должны за это отвечать. Таких углов, которые еще не отшлифованы, много. Будем работать. Над законом об эффективности исполнения программ правительство тоже работает, министр финансов края на комитете по бюджету доложил, что в ближайшее время законопроект будет внесен в парламент».

ХХХ

Фото: krskstate.ru
Несмотря на обкатку в 2014-м программный бюджет на 2015-2017 годы не остался без нововведений. Это связано с политическими событиями в крае. По распоряжению вступившего в должность губернатора Виктора Толоконского уже в этом году на 227,8 млн рублей увеличится объем средств на оплату труда педагогов дошкольных и общеобразовательных учреждений. 231,1 млн рублей планируется направить районам Крайнего севера на финансирование и возмещение затрат, связанных с поставкой топлива в рамках северного завоза. В связи с увеличением числа получателей добавится еще 136 млн к сумме выплат на детей от 1,5 до 3 лет, которым не предоставлено место в детском саду. На 28,8 млн возрастут расходы на вознаграждение приемным родителям.

«У нас изменились отношения с Москвой, - констатировал зампредседателя комитета по бюджету Законодательного собрания Егор Васильев. - При последней корректировке мы учли большую финансовую помощь федерации. Мне трудно сказать, связано ли изменение отношений с тем, что губернатором стал Виктор Толоконский, но последовательность действий была такой: Толоконский приступил к обязанностям губернатора, была встреча с Владимиром Путиным, на которой обсуждался бюджет региона, было селекторное совещание с премьер-министром Дмитрием Медведевым, где Виктор Александрович поставил вопрос о краевых долгах, после этого была выделена существенная сумма. В данной корректировке мы учитываем плюсом к тому, что было учтено, еще 5,3 млрд рублей. Поэтому несмотря даже на то, что у нас упали собственные доходы, мы не увеличиваем дефицит бюджета региона именно из-за этой помощи. Дефицит региона составлял 32, 6 млрд рублей, если бы не случилось этого возврата федерацией наших потерь, то дефицит еще больше возрос бы. Безусловно, это результат работы с федерацией».

Аналитики считают, что такая финансовая поддержка - не разовая акция. Она будет системной, поскольку на федеральном уровне сейчас продумываются новые схемы наполнения региональных бюджетов: по акцизам, по налоговому маневру и другие.

ХХХ

Изменится ли качественно бюджет 2015-2017 годов - покажет время. Количественно он пополнился еще одной, двадцать первой программой – «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края». На нее выделено 82 млн рублей. Ответственность за выполнение лежит на агентстве по реализации программ общественного развития края. Если заглянуть на сайт ведомства, можно выяснить, что занимается оно преимущественно организацией всевозможных национальных праздников в регионе. На что пойдут выделенные миллионы?

«В качестве новых направлений - социологические исследования ситуации в национально-культурной жизни, возможности конфликтов. Также создание краевого дома дружбы и проведение в Красноярске Всероссийского Сабантуя», - поделился с «МК» руководитель ответственного агентства Константин Гуреев.

Депутатов уже заинтересовала обоснованность трат на программу. Впрочем, совсем скоро правительство внесет законопроект бюджета на согласование в парламент, и народные избранники смогут удовлетворить любопытство не только по этой, но и по остальным двадцати госпрограммам.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 8 октября 2014

Заголовок в газете: Казенный счёт

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру