«Темпы прироста госдолга проверенных регионов значительно опережали темпы прироста валового регионального продукта, что привело к увеличению коэффициентов долговой нагрузки регионов, - отмечают аудиторы на официальном сайте СП РФ. - В регионах сложилась тенденция к снижению коэффициента общей платежеспособности, отражающего способность региона к самостоятельному выполнению первоочередных и социально значимых расходных обязательств за счет бюджетных доходов. В 2013 году данный показатель в Красноярском крае составил 84 %».
О том, грозит ли краевой казне банкротство из-за растущего как на дрожжах госдолга, «МК» писал еще в апреле. Тогда эксперты из числа депутатов Законодательного собрания утешали: федеральная власть этого не допустит. На днях из столицы последовала реакция. Поскольку по всей стране в регионах растет госдолг, главным образом связанный с обязанностью исполнить майские указы, президент дал ряд поручений правительству повлиять на ситуацию. В частности, заменить банковские кредиты на кредиты государственные от минфина РФ.
- Это будет, конечно, экономия бюджетных средств для Красноярского края, - уверен зампредседателя комитета по бюджету и экономической политике Егор Васильев. - Обслуживание кредита от федерации стоит гораздо дешевле, чем банковский процент. Поручение хорошее, но полностью проблему не решает. Все регионы находятся сегодня в тяжелой ситуации с бюджетом и по-разному видят решение вопроса. Зависит это в первую очередь от того, дотационный регион или нет. Мы как регион-донор обращаем внимание федерации на несправедливость распределения налогов. Каждый год экономика края растет, прирастают налоговые платежи в бюджеты всех уровней, но в краевой бюджет они не попадают, в большей степени - в федеральный. Поручение президента в каком-то смысле облегчит наш госдолг, он превратится в довольно-таки условную величину, потому что федерация не станет с нас его спрашивать до последней буквы договора, а будет спрашивать, исходя из поставленных государственных задач.
- Если мы будем настолько финансово зависимы от федерации, не повлечет ли это повсеместное вмешательство Москвы во все дела региона?
- У Москвы и без того очень много рычагов, чтобы влиять на политику в регионе, в том числе финансовую. То, что на нашу политику будут больше влиять - это правда, но не потому, что кредиты переходят в поле межбюджетных отношений, а потому, что чем более бюджет региона дефицитен, чем больше у него госдолга, тем больше опасений вызывает его бюджетное состояние и тем пристальнее Москва следит за ним. Ранее, в обильные времена, у нас было больше самостоятельности, мы могли собственные расходы придумывать. Взять, например, и начать выплачивать садоводам за каждое выращенное дерево, условно говоря, теперь федерация посмотрит на это очень скептически. Когда не хватает на обязательные расходы, нельзя на себя дополнительные обязательства брать.
- При губернаторе Кузнецове вопрос налоговых отчислений не был до конца решен с федерацией. С приходом нового руководителя есть перспективы?
- Ожидания есть. Толоконский начинает с чистого листа, соответственно груз каких-то ранних договоренностей или ранних конфликтов у него отсутствует. И первые несколько лет в этом смысле проходят у нового руководителя более гладко: федерация более лояльна, с различными крупными налогоплательщиками можно выстраивать отношения. Поэтому надежды есть. Насколько они оправданы, покажет время, я уверен, что хуже в этом смысле не будет.