Слово генерала
Словно гром среди ясного неба вечером 16 февраля на улице Авиаторов раздались выстрелы. Полицейские быстро выяснили – разбирались приезжие из Таджикистана. Один попросил другого сделать выписку из домовой книги, тот отказал. Все переросло в массовую драку, ведь спорящие привели друзей или родственников.
Начальник ГУ МВД России по Красноярскому краю Александр Речицкий, еще после драк на рынке «Луч» пообещавший жестко разбираться с мигрантским беспределом, если тот будет проявляться, сдержал слово. На разводе сил полиции он дал поручение напомнить иностранцам, что здесь они должны жить по российским законам.

Силовики начали проводить проверки по всему региону. Только в Красноярске за 20 февраля проверили более сотни человек в разных точках города. Вместе с сотрудниками МВД в проверке участвовали представители других ведомств, таких как ФСБ и Росгвардия.
Двое с «кольца»
Ильхомджон и Равшан были доставлены в полицию, когда стояли на «кольце» − нелегальной бирже рабочей силы на пересечении улиц Караульной, Шахтеров, 9 мая и Петра Подзолкова. Там часто собираются мигранты в поисках подработки. В Красноярске знают: если подъехать к стоящим у обочины людям, можно нанять работников для строительства, ремонта и много для чего еще.

Первый из мигрантов только недавно приехал в Красноярск из Абакана. Полицейским рассказал, что там живут родственники, а сюда приехал подработать. При этом едва ли не первым делом, оказавшись в столице края, узнал о «кольце» и решил поискать «шабашку» там. Но вместо клиентов встретил полицейский патруль.
Равшан, как он представился, рассказал, что просто вышел пообщаться с друзьями, ищущими заработок. Хотя, признался сам, тоже живет подработками. То строит, то торгует фруктами. Дружеская встреча продолжилась в Управлении по вопросам миграции.
«У всех из них есть легенда. Каждый заучил, где прописан, где работает, наизусть помнит другие детали. Но бывает так, что прописка у них фиктивная, и, если задать пару наводящих вопросов, обман раскроется», - приоткрыл профессиональный секрет один из оперативников, участвовавший в задержании.
В кабинетах Управления по вопросам миграции ГУ МВД по Красноярскому краю с иностранцами и правда общаются как с друзьями: расспрашивают, где и как они живут, кто проживает с ними, задают вопросы о семье. Диалог, вежливый и непринужденный. Так удается получить ценную информацию.

«Двое с кольца» рассказали, что о каком либо едином сообществе мигрантов в Красноярске, и между собой представители разных групп не сотрудничают. Контакты ограничены коллегами по работе и родственниками. Про какую-нибудь тайную «мафию», которая бы поставляла иностранных рабочих секретными тропами узнать тоже не удалось. Зато еще один сотрудник полиции анонимно рассказал, как нелегалы, еще и нарушившие закон в России, вновь возвращаются в РФ спустя короткие сроки.
«Допустим, мы выдворяем иностранного гражданина из нашей страны. Он едет на свою родину, там меняет имя, и с новым паспортом въезжает к нам. Именно поэтому мы проводим изъятие буккального эпителия для анализа ДНК. Если он повторно совершит преступление, мы при задержании узнаем о нем через базу», - рассказал полицейский, добавив, что искренне считает, что работа с мигрантами в таком огромном регионе, как Красноярский край, выстроена неплохо, даже хорошо.

Наряду с изъятием биоматериала, чем-то напоминающим чистку зубов, полицейские занимаются детальной проверкой документов.

Если даже задержанный с российским паспортом, но у него нет военного билета, у правоохранителей появятся к нему вопросы.
Равашан и Ильхомджон прошли проверку, а полицейские отправились в новый рейд.
Котик, птичка, суп и паспорт
Кафе на рынке «Луч» в разгар пятницы работало в штатном режиме. Подавали шурпу, лагман, плов, голубцы и другие блюда. Сотрудники торговых точек мирно обедали пока их внимание не привлекли необычные посетители. Оперативники при поддержке бойцов ОМОН Росгвардии навестили администрацию заведения и тех гостей, у кого нет российских паспортов.

Одновременно с этим визитом офицеры патрульно-постовой службы проверяли документы у продавцов других магазинов рынка. Как и в истории с «помидорами на миллион», многие торговцы разбежались или спрятались, завидев полицейских.

А между тем у хозяина кафе при себе не оказалось документов. Он в сопровождении омоновцев пошел доставать их в машину, а затем провел в подсобку, похожую на дачный сарай.

Оказалось, что там хранятся готовые блюда и продукты: капуста, лук и другие. Кастрюли с супами «охраняла» кошка, а трели о пользе овощей напевала птичка в клетке под потолком. Увидев это, сотрудники МВД решили сообщить об этом в Роспотребнадзор. Вряд ли даже заядлый «кошатник» захочет есть то, в чем побывала чья-то милая мохнатая лапка, до этого наступавшая на грязный пол.
«Мы не мигранты»
Не успели полицейские уехать с «Луча», как те самые граждане Таджикистана, еще полчаса назад проходившие проверку, оказались снова на том самом «кольце». Журналист «МК в Красноярске» решил пообщаться с искателями заработка и узнать побольше об их взгляде на ситуацию.
Разговор был анонимный, но напоминал тот, что был с иностранцами и новоиспеченными гражданами во время репортажа с района КрасТЭЦ. Если коротко, суть такая. Мигранты более старшего поколения согласны соблюдать закон РФ и на хорошем уровне владеют русским, в отличие от многих молодых людей, которые часто нарушают правила чужой страны и не спешат учить язык.
«Проверки – это правильно, соблюдать законы надо, когда приезжаешь в другую страну. И нарушать нельзя. Но вообще нехорошее слово – «мигрант». Мы в одной стране раньше жили – в СССР. Братские народы. Нарушает один, а проверяют всех. Непонятно, почему», - поделился один из членов братства «кольца».
По словам другого мигранта, который тоже вернулся из полиции и которого не уберегла от проверки куртка с надписью «Россия», работодатели подталкивают иностранцев к нарушениям, так как сами не соблюдают закон.

«Вот скажите: должен работодатель не указывать, что мы у него работаем, в документах? Его оштрафуют, если он нас устроил незаконно? Некоторые так и делают – дают непонятные бумаги, нас не оформляют, говорят, что не хотят платить налоги», - рассказал один из мигрантов.
По словам рабочих из Таджикистана, клиенты нелегальной биржи обращаются с разными заказами. В основном это заявки на стройку и ремонт. Часто подбирают исполнителей по специальности. При найме многие работодатели смотрят, в порядке ли документы. Нелегалов отсеивают. Но есть и те, кто на это не обращает внимание. А что мигрантам? Деньги платят – уже хорошо.
Важным документом, который должен сейчас быть у каждого иностранного специалиста, даже если он просто разнорабочий – патент. В нем прописано, кем едет работать мигрант в Россию. И если, оказавшись на территории, например, Красноярска, грузчик предлагает услуги торговца фруктами, то при проверке магазина, где он работает, у приезжего возникнут проблемы. Кстати, это, как пояснили в полиции, еще одна цель рейдов – не допустить участия неквалифицированных кадров в жизненно важных сферах деятельности – общественном питании, строительстве и так далее.

«Уедем все»
«Предлагают сейчас по 20 тысяч за работы, - возмутился один из граждан Таджикистана. – А налоги растут, патенты дорожают, за жилье платить надо. Нам становится невыгодно тут жить и работать».
Другие поддержали земляка, заявив, что проще уехать обратно. Их слова косвенно подтвердил и Ильхомджон, речь о котором была в начале. Он сказал, что жить и работать в Таджикистане не хуже, чем в России. Но почему мужчина решил зарабатывать именно здесь, он объяснить так и не смог, только ссылался на наличие родственников.
Возникает вопрос: если некомфортно в статусе мигранта, а работать хочется в России, почему бы не оформить гражданство, встать на воинский учет, снять квартиру и прописаться? В «братстве «кольца» (и, кстати, это не столько ирония, сколько отсылка к тому, что там все друг друга называют «брат») говорят: дорого и долго. И получается замкнутый круг: с одной стороны, невыгодно и сложно жить и работать в России в статусе приезжего, а хочется. С другой – гражданство получать нет желания. И тут никто, кроме самого человека не примет решение и не выберет то, что наиболее оптимально. Придется так или иначе идти на какие-то ограничения в пользу более комфортных условий.
Что касается проверок, то разговоры с полицейскими навели на мысль, что массовость проверок как раз и нужна для того, чтобы как можно больше тех иностранцев, кто хочет жить и работать в Красноярске, донесли до своих земляков и родных о важности соблюдения законов, о необходимости своевременной подачи документов.
Кстати, землячества – интересная вещь. Несмотря на то, что многие приезжие, как они говорят, общаются с друзьями и знакомыми, контакты других выходцев из бывших советских республик, живущих в городе, у них есть. К тому же, иностранцы общаются между собой на работе, а это, как правило, стройки, рынки, фермы и так далее. Так почему бы не объяснять, что надо не прятаться, а просто оформить документы как положено? На этот вопрос предстоит ответить во время участия в дальнейших рейдах.