Помидоры на миллион: проверка мигрантов вскрыла масштабный теневой бизнес под Красноярском

Масштабная проверка мигрантов прошла в тепличных хозяйствах под Красноярском 9 апреля. Полицейские выявили 14 нарушений законодательства. Некоторые иностранцы отправятся в родные государства. Однако нелегальные рабочие из-за рубежа – лишь верхушка теневого бизнеса, который устроили совсем рядом с российским мегаполисом товарищи из Китая. Журналист «МК в Красноярске» принял участие в рейде и узнал его детали.

Помидоры на миллион: проверка мигрантов вскрыла масштабный теневой бизнес под Красноярском
Фото: Владислав Пирогов/МК в Красноярске

Бежал китаец средь берез

Колонна из гражданских машин и полицейского автобуса нарушила безмятежность тепличного комплекса в районе деревни Серебряково под Красноярском. Сотрудников управления по вопросам миграции, а также других подразделений ГУ МВД России по Красноярскому краю встречали закрытые металлические ворота, оснащенные камерами, и злые собаки, которые явно не были рады незваным гостям.

Проехав вдоль рядов теплиц, сотрудники полиции заметили бегущих к лесу людей. Бежали нелегалы как заправские спортсмены – быстро, задирая ноги так, что колени, казалось, доставали до груди. Их было хорошо видно, но вот догнать их оказалось сложным делом.

Внедорожник летел, трясясь на ухабах, в сторону леса, куда побежали мигранты. Автомобиль уперся в водную преграду. Штурмовать ее не стали. Вместе с прибывшим подкреплением развернулись и поехали искать нелегалов по объездному пути.

Объехав болото, правоохранители оказались возле того самого леса, куда сбежали иностранцы. Стояла тишина. В завалы веток решили не заходить, прошлись вдоль кромки и прислушались. Казалось, что где-то в глубине звучали какие-то голоса. Или это пение птиц? Решили дождаться профессионалов.

Они подоспели быстро. Вооруженные бойцы патрульно-постовой службы полиции несколькими группами зашли в лес. Внимательно оглядывая каждый куст, они напоминали грибников. Такая внимательность была оправдана – по опыту предыдущих рейдов силовики знали, что мигранты, прячась в лесу, стараются ложиться на землю в зарослях, чтобы их не было видно.

Пока патрульные искали беглецов, сотрудники других подразделений осматривали хозяйство. Владельцы, умудренные опытом, хорошо подготовились: установили надежные ворота, системы наблюдения. Попасть на территорию стало практически невозможным, а открывать никто не спешил. Лишь несколько граждан Кыргызстана встретили силовиков. Оказалось, что у них все в порядке с документами.

«Потому и не бежали. Зачем им проблемы, если у них все в порядке?» - рассуждали участники проверки.

Визуально тепличный комплекс растянулся на несколько километров. Все парники отапливались печками, были видны продуманные системы для создания условий для растений. Правда, созданные кустарными способами. Тут же – ряды бараков, где и жили рабочие. Рядом с теплицами люди ели, стирали, мылись – все для того, чтобы не отходить от производства.

«Нашли коробки и наклейки для маркировки товара. Выращенные в теплицах под Красноярском овощи выдавали за товары из Таджикистана. Потом эти продукты попали бы в магазины и торговые сети», - объяснил один из сотрудников Роман (имя изменено). Он добавил, что владельцы теплиц и раньше поставляли на рынок сбыта товары с фиктивной маркировкой.

Из леса то и дело слышались крики. Спустя какое-то время боец ППСП МУ МВД России «Красноярское» привел несколько беглецов. Две женщины и молодой человек прятались в лесу. Судя по тому, как конвоировал полицейский парня, он пытался оказать сопротивление. Мигрантов отвели в автобус, где сотрудница управления по вопросам миграции устанавливала их личности и законность пребывания на территории России.

Фото: Владислав Пирогов/МК в Красноярске

Вскоре подтянулись и другие участники поисков. Они рассказали, что мигранты убежали достаточно далеко, но некоторые залегли вблизи тепличного комплекса.

«Вижу, один лежит в красной куртке. Я к нему, а он подскакивает и убегает. Вырвался», - эмоционально рассказывал один из бойцов товарищам.

Фото: Владислав Пирогов/МК в Красноярске

Задержанные рассказали, что в лесу прятались десятки нелегалов. Это китайцы, киргизы, узбеки.

«Капитан» Вова-китаец и его племянник

Неподалеку раскинулись другие тепличные хозяйства. Как и в первом случае, владельцы – граждане Китая. Пространства, на которых расставлены парники, тоже большие. С одной стороны от одной из баз Енисей, с другой – лесополоса.

Здесь не предусмотрели такой системы безопасности, как в первом хозяйстве – лишь шлагбаум с замком. Со стороны леса на внедорожнике можно было заехать. Прежде чем это сделать, полицейские проверили окрестные перелески – там с дороги виднелось движение. Но мигранты не попались.

На территории тепличного комплекса в одном из бараков из трубы шел дым. У входа на импровизированной кухне у костра сидела женщина, кипятила чайник и готовила еду. Рабочие должны были обедать макаронами.

Фото: Владислав Пирогов/МК в Красноярске

Барак разделен на две комнаты – там, где готовят пищу и столовую с «жилым блоком». Во втором помещении длинный стол, за которым протянута металлическая труба. В холода, видимо, она согревала всех, кто тут жил.

В этой же комнате «ячейки» для жилья. Лежанки из досок, закрытые тряпками. Внутри – картонные стены. Рабочие провели в свои «апартаменты» удлинители от розеток, чтобы заряжать телефоны. Во многих лежбищах рядом с одеялами лежали и сумки.

Фото: Владислав Пирогов/МК в Красноярске

Тем временем полицейские проверяли гражданку, которая оказалась поваром по имени Маххабатхон. Оказалось, жительница Кыргызстана плохо понимала по-русски, а потому решила, что ее хотят арестовать. Недоразумение приехал устранять китаец, представившийся Женей. Он приехал на не очень новом, но все же дорогом «Лексусе» по цене однушки в Красноярске. Мужчина успокоил женщину и ответил на вопросы полицейских. По-восточному уклончиво. Да и не всегда правдиво. Например, заявил, что у него нет связи с рабочими, и вызвать беглецов из леса не может. Как показало дальнейшее развитие событий, это неправда.

Китаец Женя рассказал журналисту «МК в Красноярске», что на его базе работают граждане Киргизии. Все довольны зарплатами и отдыхом на картонных лежанках. Сам иностранец рассказал, что приехал сюда из Харбина в поисках заработка.

«У нас народу много, работать негде. Приезжаем сюда, зарабатываем, а там тратим. Живем хорошо», - заявил китаец.

У него и у повара все было в порядке с документами. Правоохранители отметили, что из Поднебесной в Россию приезжают рабочие, чей уровень образования не позволяет им конкурировать на рынке труда в своей стране. В основном это жители приграничных провинций.

Полицейским удалось найти еще нескольких мигрантов, которые не стали убегать. Среди них узбечка Мавтуна с 5-месячным сыном Ибрахимом.

Фото: Владислав Пирогов/МК в Красноярске

Она рассказала, что приехала к мужу из Кыргызстана. Девушка рассказала, что она с супругом и ребенком живет в Красноярске, но приезжает сюда. В каких условиях ребенок содержится на территории тепличного комплекса – вопрос. Если он находится в той же антисанитарии, что и рабочие, то на это стоит обратить внимание подразделению МВД по делам несовершеннолетних и органам опеки.

Фото: Владислав Пирогов/МК в Красноярске

Стоит отметить, что бараки этого тепличного хозяйства поразили и журналиста, и полицейских. На крышах установлены солнечные батареи, а на одной даже ветряк. При этом внутри земляные полы и жуткий неприятный запах.

Фото: Владислав Пирогов/МК в Красноярске
Фото: Владислав Пирогов/МК в Красноярске

На территории базы располагалась современная садовая техника: мини-тракторы, культиваторы и многое другое. Видно, что китайские хозяева не бедствовали.

Несколько сотрудников полиции отправились на берег Енисея. Часто работники тепличных хозяйств из Серебряково бегут именно туда, объяснили стражи порядка.

Любуясь видами сибирской реки, группа заметила в кустах движение. Из прибрежной травы встала фигура и спокойно направилась в сторону теплиц. Мужчину догнали.

«Я Катай. Дядя приехал. Документы? Фото? Дома все» - на ломанном русском заговорил задержанный, молодой парень.

Для более конструктивного диалога пришлось применять технологии. При помощи переводчика с китайского на русский стало известно, что молодой человек приехал из КНР в Россию недавно, у него здесь работает дядя. К базе отношения он не имеет, живет не здесь. Документы где-то «дома». Его попросили позвонить «дяде». Тот что-то быстро проговорил и положил трубку.

На территории тепличного хозяйства появился еще один китаец, тоже на «Лексусе», но держался в стороне. А после звонка молодого нелегала приехал и третий. На запачканном «Ленд Крузере» миллионов примерно за 5. Видимо, пользовался как рабочей машиной. У всех, к слову, российские номера. Видимо, у себя дома они ездят на чем-то более премиальном.

«Я Вова, я тут не начальник, я капитан», - проговорил колоритный китаец и попросил отпустить парня. С собой у него была целая пачка паспортов синего цвета, но, видимо, документов задержанного не оказалось. Когда полицейские посадили «племянника» «капитана» в машину, Вова сделал обескураженное лицо и проводил транспорт грустным взглядом. Затем направился к своему авто и отправился в путь, «выручать» гостя из Поднебесной, которого везли на проверку в районный отдел полиции в поселке Емельяново.

Фото: Владислав Пирогов/МК в Красноярске

Дело близилось к вечеру. Группа иностранных рабочих заехала в сельский магазин в Серебряково за водой и продуктами. Но на их пути оказались сотрудники полиции. Оказалось, один из мигрантов, Ызат, по решению суда должен был покинуть страну. Но немного «задержался».

«У меня тут семья появилась. Уже все там, в Киргизии. Я сам с Иссык-Куля. Я хотел ехать, но остался, думал, позже уеду. У меня тут вещи остались, боюсь за них», - рассказывал сотруднику задержанный по дороге в райотдел.

Он рассказал, что «коллеги» не дружат между собой – на машине его просто подвозили с работы. При этом то же авто с мигрантами, у которых не было проблем с документами, «висело на хвосте» у полицейских до самого райцентра.

Там все и встретились – полицейские, «капитан» Вова, его племянник, а также еще с десяток мигрантов, законное нахождение которых на территории России еще предстояло подтвердить. Вероятно, к руководителям тепличного комплекса у полиции накопилось достаточно вопросов, на которые они еще ответят.

Всего по итогам рейда проверили 30 иностранцев, выявили 14 нарушений миграционного законодательства.

«В ходе проверки правоохранители обнаружили, что у девяти иностранных граждан имеются проблемы с документами. Уроженцы Китая, Узбекистана и Киргизии были задержаны в административном порядке и доставлены в отдел полиции. Мигрантов проверили по информационным и дактилоскопическим учетам, а также на причастность к совершению правонарушений и преступлений. Эксперты-криминалисты взяли у граждан образцы эпителия», - сообщили официально в ГУ МВД России по Красноярскому краю.

Рейд выявил нарушение иммиграционных правил, нарушение режима пребывания в России, уклонение от административного выдворения за пределы России (речь, видимо, об Ызате). Кроме того, среди задержанных были те, кто работал в РФ без разрешения или патента. Наказали и китайцев за привлечение к трудовой деятельности без соответствующих документов. Были обнаружены и фиктивно поставленные на учет иностранцы.

Фото: Владислав Пирогов/МК в Красноярске

«Овощной айсберг»

Подобные проверки проводятся регулярно. Но нелегалы – лишь верхушка «овощного айсберга». Как уже было сказано, китайские владельцы теплиц, по словам полицейских, продают продукцию с ложной маркировкой. При этом за это и любое другое нарушение привлечь хозяев очень трудно. Земельные участки берут в аренду, затем сдают в субаренду и так по цепочке. 

Выявить хозяев теневого бизнеса и их подельников помогут программы декриминализации красноярских муниципалитетов. Работа ведется и, хочется верить, что на рынок будет попадать качественная легальная продукция, в том числе импортная. А это значит, решение вопроса о легализации предприятий сельхозотрасли актуален для многих жителей края.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру