Улетели в туман
27 июля 1943 года. Аэропорт Красноярска. Рано утром начался перегон самолетов, прилетевших по трассе «Аляска-Сибирь» из краевого центра на запад – ближе к фронту. Сначала должна была вылететь группа истребителей Р-39 «Аэрокобра», за ней, согласно плану, следовали бомбардировщики «Дуглас» А-20G «Бостон», переданные в СССР по программе «ленд-лиза».
Этот день с самого утра не задался у молодого лейтенанта Аркадия Кольцова. Из-за собственной ошибки он не убрал шасси на своей «Аэрокобре», из-за чего ему пришлось вернуться на аэродром в Красноярск.
«Разрешите полететь с «Бостонами», - попросил командование Кольцов после осмотра самолета инженером и получил одобрение.
Когда его сослуживцы улетели, Кольцов приготовился отправиться в путь со второй группой. 9 «Дугласов» и «Аэрокобра» стартовали с аэродрома в 7:38 и полетели в направлении Омска.
Синоптики дали хороший прогноз. Группа летела вдоль железной дороги – такой маршрут был обычным для перегона, чтобы не сбиваться с курса. В районе станции Крючково пилоты поняли – прогноз оказался ошибочным – впереди стояла непроглядная облачность, которую с земли видели, как густой туман. Молодой командир группы самолетов решил прорваться через плохую видимость, решив, что это временное явление. Когда первые самолеты улетели в туман, общее управление соединением было потеряно, а три борта развернулись и вернулись на базу. Остальные решили прорываться, несмотря на то, что не было даже видно, на какой высоте они летят.

«Одним из «Бостонов» управлял очень опытный летчик Михаил Ермолов. Он также попал в плотную облачность. Самолет, потеряв ориентировку, снизился и коснувшись леса, стал валить и рубить деревья, постепенно разрушаясь. Пилот перекрыл бензин, выключил двигатели. Благодаря его действиям удалось избежать пожара и взрыва. Это спасло стрелка-радиста Юмашева, который находился в задней кабине. Он остался жив и даже не получил сильных повреждений. Юмашев смог добраться до станции и доложить о катастрофе», - рассказал Александр Матвеев.
В тумане остались еще три самолета. В том числе «Аэрокобра» Аркадия Кольцова. Место падения его борта долго оставалось неизвестным, а летчик считался пропавшим без вести. Среди жителей окрестных деревень ходили слухи, что где-то в лесу видели призрак летчика, бродившего у упавшего самолета. Еще один «Бостон» был обнаружен через месяц, его экипаж погиб при падении потерявшего ориентировку самолета с небольшой высоты. Часть машин вернулась на аэродром, часть - достигла пункта назначения.

На место катастрофы самолета Ермолова выехала специальная комиссия. После обследования было найдено тело пилота. Почти все летчики, погибавшие при перегоне были похоронены на месте катастрофы. Так произошло и с лейтенантом Ермоловым. На этом месте не сохранилось какого-либо знака, указывающего на место захоронения. Многие годы поисковики ищут могилу Михаила Ермолова и детали самолета, которые при жесткой посадке разлетелись едва ли не на полкилометра.

Самолеты разбирали на металл
За многие десятилетия, прошедшие после войны, рассказал Александр Матвеев, жители деревень и поселков, находящихся поблизости от мест катастроф не задумывались о сохранении исторической памяти. Остовы воздушных судов растаскивались на металл, на поверхности земли оставалось не так много следов.
Остатки борта Ермолова исследуют уже около десятилетия – с 2013-2014 годов. Поисковые группы выезжают весной и осенью, когда трава не такая высокая, а условия для работы максимально комфортные. Различные поисковые отряды, при участии Красноярского краевого отделения РГО обследуют местность в поисках деталей «Дугласа». Все находки собираются и исследуются. Несколько недель назад и были обнаружены шильды, указывающие на то, что это именно тот самый борт найден недалеко от станции Зеледеево.
«Все, что мы находим, сверяем с архивными данными. Если удается найти детали, указывающие, на принадлежность самолета – это большая удача. В этот раз нам очень повезло. Так бывает не всегда – авиакатастроф было много, и не всегда время катастрофы и принадлежность самолета возможно определить», - рассказал Александр Матвеев.
Особенностью места крушения борта Михаила Ермолова стало то, что место это довольно ровное, легкодоступно для начинающих поисковиков, на поверхности можно найти большое количество деталей, поэтому поисковые экспедиции здесь носят учебный характер.
«Это место как тренировочный полигон. Ребята здесь работают с удовольствием. Несмотря на конец сезона, в этом году решили остаться подольше. Погода сыграла на руку – осень была теплой, снега долго не было», - добавил руководитель экспедиции.
Главная загадка места трагедии – где захоронено тело Михаила Ермолова. Поисковики не теряют надежды, напротив – уверены, что могила будет найдена. Тогда участники поисков свяжутся с родственниками, будет решаться вопрос о торжественном захоронении. Опыт предыдущих экспедиций показал, что рано или поздно все тайны погибших самолетов «Алсиба» раскрываются.
О Михаиле Ермолове и о найденных шильдах «МК в Красноярске» рассказывал ранее.