В Красноярском крае в этом году до старта ЕГЭ остался буквально месяц, а это значит, что сейчас все 11-классники вовсю готовятся к сдаче экзаменов, испытывая серьезное психологическое давление.
По словам Дмитрия Юркова, причина стресса у детей заключается в том, что родители чересчур сильно вмешиваются в вопрос, связанный со сдачей ЕГЭ и дети теряют самостоятельность.
«В первую очередь, учиться должны дети, так как это их задача и их жизнь. Проблема заключается в том, что родители больше тревожатся, чем их дети. Переживания о результатах отвлекают школьников от действий, они думают о результатах и о том, как их будут оценивать. Поэтому довольно часто дети пишут пробные ЕГЭ гораздо лучше, нежели официальные.
К сожалению, наша система оценивания так сложилась, что она имеет перекос от оценивания результата к личному оцениванию ученика, что в корне неверно. Дело в том, что дети думают, что это их оценивают и в зависимости от отметок они думают о том, хорошие они или плохие. Логика оценки состоит в том, чтобы оценивать действия ребенка.
Из-за этого перекоса 11-классники пребывают в стрессовом состоянии. Им приходится бросать все свои занятия и увлечения, посвящая свое время подготовке к ЕГЭ. При этом они накручивают себя тем, что если они не сдадут экзамен, то наступит конец света. Хотя достоверно известно, что результат личного счастья и благополучия во взрослой жизни не связан с баллами по ЕГЭ. Однако все преподносится с точностью да наоборот», - отметил он.
Также психолог отмечает, что у родителей существует иллюзия, что если ребенок плохо сдаст или вовсе не сдаст ЕГЭ, то он будет работать дворником.
«Детей подобное только нервирует, и они не будут писать ЕГЭ лучше. Напротив, они рискуют написать ЕГЭ только хуже, так как они будут думать о том, что расстроят родителей и не оправдают ожиданий. Согласно исследованию, дети действительно думают, что их любят родители только из-за их хороших оценок.
Я считаю, что к экзаменам необходимо готовиться и концентрироваться на учебе, но родители перебарщивают с тотальным контролем. Они загромождают их неустойчивую психику, что мешает детям более продуктивно готовиться к ЕГЭ.
Основная рекомендация родителям – выдохнуть и успокоиться, ведь не критично, если у ребенка что-то не выйдет или не получится. Ребенок сдаст экзамен на столько, на сколько он сможет его написать.
Я предлагаю распредметить ребенка и его действия, так как это поможет понять детям, что не их оценивают и будут любить или не любить. ЕГЭ – экзамен, баллы – это баллы, а ребенок – это ребенок. Очень важно создать психологически благоприятный климат, в котором он осознает, что его ценят и уважают вне зависимости от того, как он написал ЕГЭ. Это невольно даст ему поддержку, и он намного лучше сдаст экзамены. Не нужно постоянно говорить о значимости ЕГЭ. Чем больше родители говорят о ЕГЭ, тем больше развивается негативное отношение у детей к экзаменам. Есть категория людей, которым все-таки необходимо напоминать об этом, но делать это регулярно однозначно не стоит», - сказал эксперт.
Также Дмитрий Юрков говорит о том, что родителям стоит предлагать свою помощь детям.
«Родителям, которые действительно хотят помочь своим детям и снизить оказываемое на них напряжение, необходимо говорить: «Если тебе нужна наша помощь, то обращайся», «Мы с тобой и всегда тебя поддержим», «Мы любим тебя вне зависимости от твоих результатов на ЕГЭ».
При этом взрослые должны быть честны и говорить правду, заявляя о том, что все-таки для них важно, чтобы их ребенок сдал ЕГЭ и они готовы со своей стороны оказать всестороннюю помощь, а также поддержку. Честная позиция в том, что: «Мы тоже заинтересованы в том, чтобы ты тоже сдал ЕГЭ», - резюмировал он.
В конце Юрков заявил, что родителям необходимо помочь убрать состояние панической тревоги у детей о том, что если они не сдадут ЕГЭ, то мир рухнет.
Ранее «МК в Красноярске» писал о том, что министр образования Красноярского края вместе с родителями 11-классников написала ЕГЭ по математике.