Красноярские ученые синтезировали молекулы для выявления тяжелой болезни

Фото: ksc.krasn.ru

Ученые Красноярского научного центра СО РАН создали молекулы для быстрой диагностики тяжелой и неизлечимой болезни – хронического склероза. Результаты исследования опубликованы в журнале Analytica Chimica Acta.

Зачастую рассеянный склероз проявляется довольно рано – в 15-40 лет. Он возникает из-за того, что патогенные тела начинают атаковать нервные клетки. Болезнь приобретает хроническую форму и может привести к параличу и слепоте. Улучшить жизнь больному могут только ранняя диагностика и своевременное лечение.

Обычно для выявления рассеянного склероза проводят МРТ и берут жидкость из спинного мозга. Но это дорогостоящие методы, которые, кроме того, отнимают драгоценное время. Ученые предложили выявлять болезнь с помощью синтезированных молекул. Анализ выглядит так: пациент сдает кровь, в пробы которой добавляют ДНК или РНК молекулы, которые соединяются с «мишенями». Эти молекулы покрывают белком, который начинает светиться при соединении с мишенью.

Исследование провели уже на 177 пробах крови, и тест распознал 96% здоровых пациентов. Но пока вероятность того, что люди с положительными результатами действительно больны, только 52%. Тест пока не научился различать стадии болезни.

«МРТ, конечно, так и останется основным методом постановки диагноза, мы не собираемся его заменить. Наш анализ будет удобным дополнительным инструментом, пригодным в том числе и для широкого первичного обследования пациентов», – рассказывает сотрудник научного центра Василиса Красицкая.