Могла ли православная семья избивать и насиловать приёмную дочь

В марте этого года в Липецкой области произошёл вопиющий случай. Православная семья Савиновых, переселенцев из Красноярского края, обвинена в жестоком обращении и сексуальном насилии над приёмной пятилетней дочерью. Якобы взяли «ради пособия» и в итоге жестоко убили. Вердикт виновникам вынесли незамедлительно. Обоих родителей посадили в СИЗО, четверых родных детей отдали в приют. Близкие знакомые и родственники арестованных бьют тревогу и настаивают на том, что дело сфабриковано, семью оклеветали и незаконно держат в заточении. «МК» решил провести собственное расследование.

Могла ли православная семья избивать и насиловать приёмную дочь
Фото: страница из соцсети Фейсбук

Предыстория

Денис и Валентина Савиновы переехали в село Липецкая область, из Красноярска четыре года назад. Оба с высшим образованием. Денис окончил Красноярский институт цветных металлов, а Валентина сельхозакадемию. На новом месте красноярцы капитально отремонтировали дом, обзавелись крепким хозяйством, пасекой. По свидетельству соседей и родственников, супруги – глубоко верующие люди. Денис прислуживал алтарником при местном храме и заочно учился на третьем курсе Воронежской духовной семинарии. В семье подрастали четверо детей, младшему из которых только-только исполнилось два года.

– Эта семья нам казалось идеальной, – комментирует липецкой прессе директор школы Алексей Лысых. – У них четверо своих детей, двое мальчиков учились на «хорошо» и «отлично». Дети опрятные, школу посещали без пропусков. Классная руководительница бывала у них дома, а потом часами рассказывала, что дома у Савиновых идеальный порядок. Всё есть. Единственное – не было телевизора. В ноутбук закачаны только познавательные, образовательные программы и игры. Решение завести приёмного ребёнка мать объясняла как долг перед Богом. Поэтому и взяли больного ребёнка, чтобы выходить, дать образование, сделать счастливым. Если бы детей били, мы бы обязательно заметили, ведь мальчики переодеваются на физкультуру. Я не представляю, как это произошло, до сих пор в голове не укладывается.

Лида

В 2014 году Савиновы собрались удочерить ещё одного ребёнка. Однако заполучить детдомовского малыша оказалось нелегко – Денис месяцами обивал пороги, собирая справки, прошёл курсы «хороших пап». В управлении образования и науки Липецкой области правовых оснований для отказа в опекунстве не было.

В сентябре 2015 года Савиновы привезли из Бобровской специальной коррекционной школы пятилетнюю девочку Лиду. Они знали, что девочка с задержкой в умственном развитии: с трудом пользовалась столовыми приборами, едва разговаривала, имела недостаток массы тела. Новые родители надеялись терпением, любовью, заботой и с помощью медицины решить проблемы. Однако столкнулись с неожиданными психическими отклонениями, возможно, последствиями жестоких психологических травм.

– Девочку постоянно рвало, регулярно в истерических припадках она самоистязала себя: рвала волосы на голове, билась головой о стены, пол, печку, – рассказала «МК» близкая подруга семьи Юлия Долгопол. – Валентина рассказывала, что обращалась за специализированной помощью в московскую и областную психиатрические лечебницы, спрашивала советов у знакомых и близких, просила помощи у органов опеки. Но ей никто не помог. Опеку интересовало только то, на что семья тратит деньги. Я видела заключение, с которым девочку отдали родителям, – там не было указано всего того, что происходило с ребёнком. Когда они привели Лиду в дом, пятилетний ребёнок не имел элементарных навыков – не знал, что такое горшок, унитаз, игрушки, как пользоваться ложкой и играть с ребятишками. Девочка ходила под себя, мало говорила, не улыбалась. В семье девочка научилась кушать, начала потихонечку социализироваться, улыбаться, здоровалась, когда мы общались по скайпу.

Лиде стало плохо 22 марта – вновь открылась неудержимая рвота. Видя, что ребёнку становится хуже, отец семейства ночью повёз Лиду в областную больницу. Там девочка скончалась. Врач, проводивший осмотр, увидел синяки и ссадины на теле девочки, которые она, как утверждают родственники и знакомые, наносила себе во время припадков. На этом основании доктор сделал вывод, что ребёнка истязали. Он сообщил об увиденном в полицию – Дениса и Валентину немедленно арестовали. Четверых их детей, оставшихся без присмотра, так как все родственники Савиновых проживают в Красноярском крае, органы опеки определили в детский приёмник-распределитель.

«МК» удалось связаться с ещё одной близкой подругой Валентины – Еленой Глазыриной, которая воспитала и вырастила двоих приёмных детей. По словам Елены, с подругой они держали тесную связь и, несмотря на расстояния, регулярно созванивались.

– Валя часто спрашивала у меня совета, что делать с поведением Лиды. Это неправда, что девочка из интерната попала в семью в идеальном состоянии. Она постоянно хотела есть, а при приёме пищи ела много, буквально до рвоты. После чего снова ела, как ни в чем не бывало. Кроме того, у малышки был заниженный болевой порог, она часто причиняла себе какие-либо физические увечья – расцарапывала себя, засовывала в себя различные предметы. Девочка была явно психически нездорова. Я переживала за Валиных детей, ведь Лида могла нанести травмы и им, так как иногда, в приступах, душила котят, птенцов. Многие детдомовцы, которым не хватает тепла, могут вести себя подобным образом. Я не говорю, что сотрудники интерната плохо работают, просто в таких условиях не может быть по-другому, – детям нужно внимание. А всем им его уделить просто невозможно. Сейчас органы опеки будет отнекиваться от случившегося всеми силами, я уверена. К тому же изначально Савиновы хотели удочерить другую девочку, но им не дали. Поставили условие: либо Лиду, либо никого.

Обвинение

Буквально на следующий день после смерти ребёнка приёмных родителей окрестили «убийцами и педофилами», которые «чистосердечно сознались в содеянном». «В Задонском районе произошла чудовищная трагедия – после изнасилования умерла пятилетняя девочка. В преступлении подозревают её приёмного отца. И, по словам односельчан, именно на приёмной малышке родители срывали зло», – звонко чеканит «сенсацию» информационный портал most.tv. «Чета Савиновых, арестованная накануне, призналась в совершении жуткого преступления. Правоохранители обвинили их в убийстве 5-летней приёмной дочери Лиды. Как информирует НТВ, те отпираться не стали. Мать на первом допросе сама рассказала о том, что регулярно избивала ребёнка. А отец признался в изнасиловании, после которого несчастную крошку и умертвили», – вторит портал «Общественный контроль».

Однако, как говорит Юлия Долгопол, в этой истории очень много не состыковок.

– Признались они потому, что выбора не было. Денису сразу сказали, если ты сейчас не подпишешь признательные показания, мы на тебя повесим убийство. Валентина сказала, что её «прессовали пять мужиков». Я не знаю, что это значит, это она сообщала родственникам. Вы же понимаете, как в нашей стране выбиваются признательные показания. Валентине уже несколько раз угрожали, мол, будешь плохо себя вести, отдадим твоих детей в чужие руки. Это чистой воды шантаж. Валентина рассказывала, что экспертами-криминалистами не было обнаружено «биологического материала» ни на «орудиях преступления», ни на теле умершей девочки. Врачи интерната, откуда была удочерена Лида, скрыли тяжёлое психическое расстройство ребёнка. Возможно, над ней было совершено насилие до удочерения. На все эти вопросы может ответить объективное расследование, а его нет. Следствие спешило отрапортовать о раскрытии по горячим следам «особо тяжкого».

Сотрудники Задонского отдела опеки недоумевают, как в этой семье могло произойти столь жуткое преступление.

– Пока идёт следствие, мы ничего не можем комментировать, – заявила «МК» Наталья Левченко, начальник отдела образования администрации Задонского района. – Единственное, что могу сказать точно, – никаких предпосылок этого жуткого дела не было. Никаких сигналов и жалоб не поступало. Для всех это неожиданность. Органы опеки и попечительства Задонского района два раза, в октябре 2015-го и в январе 2016 года, выезжали в семью с целью контроля за условиями жизни подопечной Лиды, нарушений не нашли. Сведений из школы, где обучались двое старших детей, о негативной обстановке в семье не поступало.

На вопрос «МК» о состоянии здоровья девочки на момент удочерения, Левченко не дала никакого ответа и повесила трубку.

«Сироты»

Елена Глазырина, подруга Валентины, обращалась в органы опеки Липецкой области с просьбой взять детей временно к себе. Приёмной матери с опытом не нужно было проходить никаких проверок по опекунству – сама вырастила детдомовских детей, имеет прекрасные характеристики. Ответ был таков: «детей отдают под временную опеку только в случае целесообразности, а сейчас мы не считаем это целесообразным, поэтому дети будут находиться в детдоме». Однако даже родственники до сих пор не могу забрать своих племянников. В опеке откровенно тянут время, сооружая препятствие за препятствием. А в это время фотографии «сирот» уже выставили на сайте «Усыновление в России».

– ФЗ № 48 «Об опеке и попечительстве» гласит, что «любой гражданин, в том числе и родственник, имеет право стать опекуном для ребёнка, оставленного без попечения родителей», – поясняет Галина Рыкова, заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. – Для этого необходимо провести определённую процедуру – подготовку опекунов, оформление пакета документов. Если все условия и требования соответствуют, то для родственников нет никаких ограничений. А вообще, после того как ребёнка принудительно забрали, органы опеки и попечительства обязаны устроить ребёнка. Поэтому, в первую очередь, детей предлагают именно родственникам. Если же дети уже размещены на сайте, значит, все процедуры прошли – либо родственники не смогли, либо не захотели, либо не соответствовали требованиям.

Однако, по словам родного брата Валентины Михаила Дайбова, вопрос с детьми ещё не решён. Сейчас родственники ждут окончательного заключения органов опеки.

– Наши документы до сих пор «на рассмотрении», – сетует Михаил. – Под предварительную опеку нам их не отдали. Причина – нецелесообразно отдавать в семью, целесообразно – в приют! Так и говорят. У нас сложилось мнение, что опека не хочет отдавать нам детей. Постоянно придумывают какие-то процедуры и препоны. Мы продолжаем бороться – документы будут рассматривать до 7 июня, после чего попечительский совет примет окончательное решение. Но конкретная дата этого совета нам пока неизвестна. Дети сейчас в приюте, в больном состоянии. Все в красных пятнах – якобы какой-то дерматит. На мой взгляд, в этой ситуации правосудие ведёт себя нечестно, а нарушения следствия были однозначно. Нужны дополнительные экспертизы, проверка, но, видимо, это никому не нужно. Да и как докажешь, что следователи вынудили родителей дать такие показания? Никак.

P. S. Смерть ребёнка – огромная трагедия. Но работа правоохранительных органов заключается не в вынесении липовых вердиктов, основанных на эмоциях или чьих-то личных амбициях. В первую очередь должно быть объективное и хладнокровное расследование, которое покажет, кто на самом деле виновен в смерти девочки. Иначе, возможно, невинных людей сажают за решётку, отнимают детей и разрушают нормальную человеческую жизнь.

Рассмотрение «дела семьи Савиновых» отложили ещё на месяц. Все уполномоченные лица ушли в отпуска, поэтому процесс временно «заморозили». Дата суда пока неизвестна. «МК» в Красноярске» пристально следит за развитием событий.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 8 июня 2016

Заголовок в газете: Мгла: дело Савиновых

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру