Солдаты Великой Отечественной вернулись домой 70 лет спустя

Поисковые отряды помогли семьям пропавших без вести фронтовиков

 В Красноярск из Тверской области (в годы войны – Смоленской) доставили останки трех красноярских бойцов 78-ой Добровольческой стрелковой бригады, пропавших без вести осенью 1942-го. Бригада была сформирована в августе того же года, так что несложно представить как быстро для тех наших земляков закончилась война. И как долго ждали их с фронта родные и близкие.

Поисковые отряды помогли семьям пропавших без вести фронтовиков
Члены поискового отряда за работой. Фото предоставлено молодёжной патриотической организацией "Вечный огонь"

 Останки бойцов обнаружили московский и тверской поисковые отряды. Они передали их Красноярской общественной молодежной патриотической организации «Вечный огонь», представители которой привезли их на родину для захоронения. «В апреле 2014 года поисковой группой «Ратное поле» в районе деревни Плоское Бельского района были обнаружены останки красноармейца Муравьева Захара Андреевича из Красноярска, его личность установлена по найденному медальону, - рассказала «МК» руководитель организации Серафима Аксельрод. - Отрядом «Бельский рубеж» под городом Белым у деревни Лукино подняты останки еще двух бойцов, личность одного из них также установлена по медальону. Это красноармеец Конычев Николай Яковлевич из села Новоникольское Большеулуйского района. Отделить останки Конычева от останков неопознанного бойца было невозможно. По архивным данным, у Лукино погибли только бойцы 78-й Добровольческой стрелковой бригады, уроженцы Красноярского края, было принято решение отправить останки, не разделяя, для совместного захоронения на красноярской земле».

Довоенное фото Захара Муравьёва. Снимок из семейного архива
На железнодорожном вокзале краевого центра фронтовиков встречали с почестями родственники погибших, мэр и представители советов ветеранов. Дочери Захара Муравьева - 74 года, сегодня она вдвое старше ушедшего на войну отца. Как провожали его - не помнит (ей было всего два года от роду), но не забывает как ждали, не верили, что погиб, ведь пропавшие без вести, бывало, возвращались домой и через несколько лет после победы. «Семьдесят два года я ждала своего отца с фронта, - плачет Валентина Захаровна. - В Смоленск звонили, писали, ходили на вокзал встречать поезда. Огромное спасибо ребятам из поисковых отрядов, которые нашли его!».

Останки красноармейцев были перевезены в храм Святого Луки для отпевания, а затем захоронены. Захар Муравьев покоится на Бадалыке, два других бойца похоронены на кладбище в Большеулуйском районе.

ХХХ

Организация «Вечный огонь» существует с 1990 года. По краю насчитывается семь поисковых отрядов. Начиная с 14 лет можно принять участие в экспедиции «Вахта памяти». Военно-археологические раскопки наши земляки вели в Тверской, Новгородской, Ленинградской, Волгоградской, Курской и Калужской областях. За почти четверть века в них приняли участие 1158 поисковиков со всего Красноярского края. Найдены и захоронены останки 3180 наших воинов. По документам в государственном архиве установлены имена более полутора тысяч воинов-красноярцев, числившихся без вести пропавшими.

Командир поискового отряда «Енисей» Вячеслав Углов 15 лет возит ребят в экспедиции, рассказывает, что к такому испытанию нужно быть подготовленным. Раскопки ведутся вдали от населенных пунктов, условия полевые – палаточный лагерь, с соответствующими удобствами. До места иной раз приходится добираться несколько километров пешком. Поля сражений за десятки лет поросли травой, деревьями и кустарником, а под дерном лежат останки бойцов. Таких называют «верховые» - это те, кто пал в бою, и остался лежать на земле, пока не сросся с ней. Есть групповые захоронения – когда погибших солдат собирали после боя в воронку от взорвавшейся бомбы и присыпали землей. В болотистой местности, чтобы добраться до останков в воронке, приходится по пять-шесть часов вычерпывать ведрами постоянно прибывающую воду. Компенсация за тяжелый труд - вечерние песни под гитару у костра.

Вячеслав Углов рассказал, что все ребята ведут дневники, записывая свои мысли, впечатления. Вот одна такая запись: «Раньше здесь, говорят, были поля, на которых сеяли зерно. А после войны много народу погибло, работников убавилось, и поэтому поля бросили, а их быстро освоили кустарники и мелкие деревья. Тоже своя особенная война. А тогда поля были чистые, далеко просматривались и по ним тянутся нитки окопов. А ведь если далеко видно, значит, и спрятаться сложно. Значит, все как на ладони с любой небольшой высоты. Даже дым от сигареты. И не перекурить бойцу, не погреться у костра... А если дождь? День? Два? Неделю? Сурово, тяжело… Нам сейчас со всеми нашими туристическими приспособлениями и хитрушками и то несладко порой приходится. А тогда? Мы просто живем, а они ведь еще воевали! И это почти наши ровесники! Герои!»

Поисковые работы меняют ребят, - считает член отряда «Енисей» Николай Воробьев. Он перешел в одиннадцатый класс и уже определился с выбором профессии, хочет связать жизнь с МЧС, но говорит, что в экспедиции ездить не перестанет. Первая была в прошлом году. «Когда начинаешь поднимать останки, потихоньку раскапываешь землю, впечатления - завораживающие. Осознаешь, что делаешь что-то очень важное и нужное, ведь эти люди шли на смерть, чтобы защитить родину. Они не должны быть брошены на земле и забыты. После первой экспедиции я стал больше читать о событиях Второй мировой, искать информацию о том времени. Школьной программы было недостаточно, мне кажется, молодежь вообще плохо знает об этом периоде истории. Думаю, сегодня очень мало помнят о той страшной войне, о тех, кто в ней победил и какой ценой».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 27 августа 2014

Заголовок в газете: В долгу у памяти

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру