В крае началась пассивная кампания

Аграрии снимают последнюю рубашку, чтобы рассчитаться за топливо

В позитивную новость начала посевной кампании добавились тревожные ноты. Звучат они, понятное дело, не со стороны краевого правительства и профильного министерства сельского хозяйства и продовольственной политики, а из стана сельхозпроизводителей. Аграрии впервые за 10 лет остались без льготного топлива. И вынуждены платить за дизель вдвое больше, чем в прошлом году. Как выкручиваются в такой ситуации местные фермеры? Как скажется на развитии сельского хозяйства в целом отсутствие привычной льготы?

Аграрии снимают последнюю рубашку, чтобы рассчитаться за топливо
Рисунок: Анатолий Самарин

Считается, что помощь аграриям утрачена из-за вступления страны в ВТО. Поэтому красноярские производители продовольствия вынуждены покупать горючее по рыночным ценам – в среднем по 32 тысячи рублей за тонну. В прошлом году, к примеру, на период посевной цена составляла 16 тысяч.

По мнению депутатов, в этом году часть предприятий зафиксируют убытки. Для них единственный шанс выжить - резкое повышение цен на зерно. Это отразится на стоимости хлеба и всех продуктах питания – молоке, мясе и других.

Руководитель племзавода «Таежный» (производитель молочной продукции «Исток») Александр Губанов поделился с «МК»: «У нас в хозяйстве более 1160 дойных коров, все стадо составляет примерно 3,5 тысячи голов скота. Мы сами выращиваем зерно для его содержания, однако в этом году есть трудности, переходящие из предыдущего периода. В 2012-м, как известно, была страшная засуха. Зерна не хватило, пришлось закупать. А в начале посевной этого года нам выставили такую цену за топливо, что пришлось деньги, вырученные от продажи продукции, отправлять на бензин. Вот оформил кредит на семь миллионов, чтобы провести посевную в полном объеме!».

Александр Николаевич прикидывает на калькуляторе: «Объем необходимых ГСМ по году - 900 тыс. тонн дизеля и 300 тыс. тонн сырой нефти – на ней работают молокозаводские установки, часть оборудования. В себестоимости нашей продукции ГСМ занимает около 40 процентов. Главное в другом. Мне кажется, что под сурдинку ВТО сельхозпредприятиям готовы отказывать в любом содействии. Вот пообещали взамен льгот на топливо выделить так называемую погектарную субсидию, около 400 рублей, - компенсацию на содержание пашни. Но эту субсидию трудно получить, и деньги, главное, придут не сегодня, когда идет посевная, а после. Может быть, к концу года. То есть мы должны отдать деньги вперед. А где их взять, если до сих пор пожинаем плоды прошлого года и дефицита зерна? К чему приведет возрастание ГСМ в цене? Очень просто – снизится себестоимость. Повышать цены на молоко нам никто не даст, поэтому придется сворачивать программы ремонта и нового строительства. Инвестициям, как модно сейчас говорить, в сельское хозяйство, повышению конкурентоспособности и прочему взяться будет неоткуда. Мы же в зоне рискованного земледелия. Поэтому прогнозов на продукты питания я дать не могу, но то, что аграриям придется затянуть пояса, - это однозначно!».

Коллегу поддерживает директор агрофирмы «Маяк» Евгений Назаров: «С ГСМ проблем нет. Есть деньги - покупай! Туго с деньгами. В этом году взяли кредит. Чтобы рассчитаться, придется снижать себестоимость. Про субсидии знаем, но не получали, ведь средства необходимо вкладывать сейчас. Так и крутимся…».

Член комитета ЗС по делам села и агропромышленной политике края, гендиректор агрохолдинга «Сангилен» Роман Гольдман говорит «МК», что доподлинно неизвестно, есть ли в договоре с ВТО какие-то специальные требования ограничить снабжение фермеров льготным топливом. Но ВТО, считает депутат, разрешает тратить на сельское хозяйство в 7-10 раз больше - не на субсидирование ГСМ, а по другим направлениям поддержки селян. Однако и это не делается: «Предполагаю, что отсутствие льготного топлива - результат лоббистских усилий производителей ГСМ, которым надоело кормить селян дешевым бензином. Они могли воспротивиться такой практике. В этом весь механизм помощи: если бы ГСМ отдавалось по льготным ценам, тогда государство должно было бы нефтяникам выплачивать компенсацию. Сейчас фермерские хозяйства вынуждены жить в долг. А кредиты получить очень трудно. У нас крупное предприятие, но я потратил восемь месяцев на хождение по банкам! Поэтому, думаю, мелким хозяйствам получить ссуду у кредитных организаций практически невозможно. А ведь надо будет рассчитаться не только по основному долгу, но и по процентам! Аграрии должны, образно говоря, снять последнюю рубашку, чтобы качественно провести посевную. Вроде бы и субсидии, обещанные от минсельхоза, существуют, но есть вопросы и с оформлением документов, и со временем поступления денег». Гольдман считает деньги: если в прошлом году на посевную у него ушло 9 млн рублей, то в этом - 18-19 млн.

Собеседники «МК» полагают, что теперь все недоработки и нежелание проводить протекционистскую политику для аграриев можно будет списывать на федеральные власти и пресловутый договор с ВТО. Подтверждение тому – посулы краевого минсельхоза выдать в марте-апреле этого года субсидии на полтора миллиарда. Никто из опрошенных «МК» сельхозпроизводителей еще ни копейки из бюджета не получил.

Аграрии желают, чтобы вернулась прежняя «система льготного топлива», хотя и она не без изъянов. Всем памятны случаи, когда власти вроде бы заявляли о достаточном объеме ГСМ на нефтебазах, а сельхозпроизводители кричали о дефиците ГСМ.

Как бы то ни было, без внятной системы помощи аграриям в ключевом для них вопросе закупки топлива о продовольственной безопасности края говорить не приходится.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру