МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Красноярск

Невыспавшийся водитель также опасен, как пьяный: сенсационные исследования о ДТП

Ученые выяснили, что водить машину, если вы спали меньше пяти часов, также опасно, как садить за руль, выпив алкоголь. Первое обзорное исследование, которое изучило связь между безопасным вождением и качеством сна, было опубликовано в научном журнале Nature and Science of Sleep («Природа и наука о сне»).

Фото: freepik.com.

В 2022 году в Красноярском крае произошло 353 дорожно-транспортных происшествия с участием пьяных водителей. В них погиб 91 человек, сообщили в краевой Госавтоинспекции. Если учитывать общую смертность в авариях за год (302 человека), то получается, что с участием нетрезвых водителей произошло почти каждое третье ДТП.

Если смотреть цифры в масштабах страны, то по вине пьяных водителей происходит около 7,5% аварий, а в 20% ДТП виноваты усталые водители, которые либо слишком долго ехали за рулем, либо сели за него не выспавшись. И если первых нещадно наказывают по делу, то вторых нет. Хотя самые страшные лобовые столкновения происходят по вине тех, кто уснул за рулем (или потерял бдительность от усталости).

Австралийские ученые считают, что бороться с вождением в полусонном состоянии необходимо, как и с пьянством за рулем. И доказывают это своими исследованиями. Так, в научном журнале Nature and Science of Sleep («Природа и наука о сне») опубликовали статью, в которой описана связь между безопасным вождением и качеством сна. Ученые мужи проанализировали 61 научную работу по вышеуказанной теме, а также провели эксперименты с помощью спецоборудования, которое позволяло оценивать состояние водителя. Например, как часто машина выезжала за пределы своей полосы (обгоны с выключенным поворотником не учитывались); резкие движения рулевого колеса - уставший водитель подруливает, чтобы избежать столкновения; экстренные торможения - если не заметил приближающееся авто или препятствие.

Полученные данные сравнили с количеством часов, которые автомобилист спал накануне. Результаты получились следующими: если перед поездкой водитель спал менее 8 часов, что считается стандартом качественного отдых, а всего 6 или 7, то вероятность устроить аварию повышается на 30%, если 5 часов - удваивается. Если спал 2-3 часа или вообще глаз не сомкнул, то состояние будет такое же, как сесть за руль в состоянии алкогольного опьянения. При этом вероятность попасть в ДТП повышается в 15 раз. Если человек не спал перед дальней дорогой 17-19 часов, то он будет ощущать себя точно также, как водитель, в крови которого содержится 0,5 промилле алкоголя - это две бутылки пива. При этом наблюдается потеря координации, пропадает реакция на дорожные знаки и сигналы.

Во многих странах мира предлагают ввести закон, обязывающий водителей не садиться за руль, если они спали менее 4 часов. Пока подобный действует лишь в штате Нью-Джерси США: водитель признается недееспособным, если не сомкнул глаз предыдущие 24 часа. При этом возникают существенные сложности - недосып невозможно отследить: нет теста дыхания или анализа крови, которые могли бы оценить уровень бодрости и сколько человек на самом деле спал.

В России момент отдыха отслеживается только среди водителей большегрузов и спецтранспорта - с помощью тахографа. Тем, кто крутит баранку личного авто, приходится уповать только на собственную сознательность.

Напомним, в Богучанском районе экипаж ДПС устроил погоню за пьяным 19-летним угонщиком.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах