МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Красноярск

"Вечный бизнес" ЖКХ обсудили на форуме в Красноярске

В 2016 году вступают в силу новые законы в жилищно-коммунальной сфере

Круглый стол на тему модернизации ЖКХ, необходимости поиска инвесторов и связанных с этим проблем прошел в рамках КЭФ-2016. Участниками стали представители министерства строительства России, управляющих компаний, банков, коммунальных служб из разных регионов страны.

Круглый стол "Стратегия развития ЖКХ-2020". Фото: krasnoforum.ru

«В условиях любой экономической турбулентности жилищно-коммунальное хозяйство является одной из самых перспективных отраслей для инвестиций. Это огромный рынок, его оборот превышает четыре триллиона рублей ежегодно. В отрасли можно зарабатывать честно, делая инфраструктуру лучше, - акцентировал внимание присутствующих заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, главный государственный жилищный инспектор РФ Андрей Чибис, выступавший на круглом столе модератором.

В 2016 году вступают в силу новые законы, направленные на изменение ситуации в ЖКХ к лучшему. С июля все управляющие компании переходят на долгосрочные тарифы, утвержденные в декабре 2015 года. «Мы пошли на беспрецедентный шаг – закрепили предпринимательскую прибыль в тепло- и водоснабжении. Это сделано для того, чтобы не было необходимости зарабатывать на издержках или на подрядах. Чтобы у тех, кто на рынке работает, была легальная возможность получить свою предпринимательскую прибыль (если они достигли целевых показателей, которые поставлены) и сохранить за собой на пять лет ту экономию, которой они достигли в результате повышения эффективности. Это довесок к предпринимательской прибыли», - пояснил Чибис.

По словам чиновника, благодаря законодательству у инвесторов появился стабильный интерес к сфере ЖКХ. В 2015 году, который был не самым лёгким с точки зрения экономики в любой сфере, и инвестиционные решения принимались очень непросто, удалось совершить определенный прорыв. Заключено 271 концессионное соглашение. Объем инвестиций в развитие и модернизацию инфраструктуры по утвержденным инвестпрограммам превышает 100 млрд рублей.

Одна из самых серьезных проблем, которая не позволяет инвесторам активно приходить в отрасль – долги по ЖКХ. В конце 2015 года принято законодательство, которое ужесточило ответственность по всей цепочке, включая конечного потребителей-неплательщиков. Ставка по платежам теперь достигает 30 % годовых. Для населения она работает, начиная с четвертого месяца задолженности по квартплате.

Есть тенденция, когда много средств «зависает» у посредников - управляющих компаний, - поэтому уже подготовлен законопроект о переходе на прямые договоры.

«Радует, что в сферу ЖКХ пошли деньги Пенсионных фондов, это говорит о доверии к тем правилам игры, которые сформированы государством, - считает замминистра. - В регионах необходимо максимально открыть отрасль для привлечения частного капитала. Утверждена стратегия развития ЖКХ до 2020 года стержневым направлением в ней является привлечение частного бизнеса в отрасль. Без частного капитала, активного предпринимательства, конкуренции за право управления инфраструктурой, технологический прорыв в ЖКХ не совершить».

Участники круглого стола обсудили, что мешает привлечению инвестиций в отрасль? что не дает бизнесу в регионах эффективно вкладывать деньги в ЖКХ? Причины, на первый взгляд, просты. Во-первых, – ментальность руководителей муниципалитетов, которые не верят, что придет какой-то инвестор, возьмёт инфраструктуру и станет ее модернизировать. Поэтому поступили предложения продумать пиар-проект, чтобы власти на местах поняли: другого инструмента для модернизации инженерной инфраструктуры ЖКХ не будет. Второе – нужны гарантии возврата вложенных инвестором средств. Третье – необходимо участие государства. Это дополнительные гарантии и дополнительное финансирование.

Еще один важный момент касается сельских территорий. Инвестора, как правило, интересует проект на сто и более миллионов рублей вложений, поэтому необходимо идти по пути укрупнения и подготовки комплексного проекта, включающего несколько муниципальных образований. Это прецедент, нормативной базы для которого пока нет.

«Мешает укрупнению, например, политическая составляющая, - высказался руководитель ГП Красноярского края «Центр развития ЖКХ» Ярослав Малаший. - 2016 – год выборов. Чтобы в каком-то муниципалитете объединить два муниципальных предприятия (одно из которых, допустим, вырабатывает тепло, а другое – электроэнергию) – нет, глава территории не пойдёт на это. Потому что это его избиратели, которых надо будет агитировать за того или иного кандидата. Надо уменьшить политическую составляющую. Дальше – социальный вопрос. Мы в прошлом году в трех населенных пунктах смонтировали модульные котельные, установили термороботы, которые работают без обслуживающего персонала. Люди лишились работы, а населенные пункты маленькие – другой работы нет. Из-за проблем с трудоустройством растёт недовольство. Нужны параллельно социальные программы, дающие работу».

Обсуждение заняло гораздо больше времени, чем было отведено на круглый стол. В заключении замминистра РФ Андрей Чибис отметил: «За время работы министерства мы присутствуем на всех форумах в части ЖКХ, включая международные. Впервые состоялся такой честный разговор в одном ключе. Наша задача - сделать отрасль открытой, и не надо бояться и стесняться нам, чиновникам, говорить, что мы делаем. Компаниям тоже нужно быть максимально открытыми, чтобы видели: инвестор не зверь, который пришел украсть, а тот, кто на самом деле спасает и улучшает ситуацию в отрасли. И нет ничего плохого в том, что он, повышая эффективность, улучшая качество, на этом честно зарабатывает. Мы по старинке боимся на темы ЖКХ говорить, а это одна из важнейших, ключевых отраслей. Это жизнеобеспечение, без которого невозможно. И это одна из самых перспективных сфер для модернизации».

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах