На заводе пресс-релиз готовили долго. «При проведении работ по выгрузке катализатора произошёл хлопок на производственной площадке установки С-300/1», - процитировала долгожданный документ радиостанция «Серебряный дождь – Красноярск». Журналисты отметили, что сначала пресс-служба говорила о пожаре, но позже попросила ограничиваться в сообщениях информацией о «хлопке». Завод якобы работает в штатном режиме. На предприятии создана комиссия для выяснения причин ЧП. Есть сведения о том, что пострадали два работника подрядной организации «Оргнефтехим».
Другие источники говорят о трёх сотрудниках, которые госпитализированы с ожогами. Как пишет ачинское информагентство «Град», «люди сами в панике покидали рабочие места, некоторые прямо в спецодежде уезжали в сторону города». СМИ также приводит высказывание сотрудника предприятия, который оценивает состояние завода как «решето»: «Пугает, что после того как ЧП было ликвидировано, работы на реакторе продолжились. Сейчас руководство предпринимает попытки предать произошедшему бытовой и незначительный характер. С нами ведутся работы, разъяснения, чтобы только город, а уж тем более край не узнал о страшных событиях».
Интересно, что первоначальная версия послания НПЗ общественности содержала другой ключевой термин - «возгорание». Позже о пожаре (огне) просили не писать. В чем причина - кажется, понятно. Полтора года назад на НПЗ погибли восемь человек, получили травмы ещё 30 сотрудников. Ущерб от пожара предварительно оценивался в $ 800 млн и стал крупнейшим страховым случаем в мире в нефтегазовом секторе, по мнению страховой группы Allianz. Под суд пошли старший оператор технологических установок и ведущий инженер, директор НПЗ был уволен.
Не исключено, что новое ЧП стараются приглушить во избежание обвинений в хронической аварийности.
«Белым пятнам» происшествия способствовала путаница в федеральных СМИ. Одни писали о пожаре, другие о возгорании, упоминались хлопки и взрывы. К примеру, ТАСС и «Ведомости» со ссылкой на пресс-службу регионального правительства сообщили о «технологическом хлопке». Как пояснили «МК» на кафедре химической технологии твердых ракетных топлив, нефтепродуктов и полимерных композиций СГТУ, разница между понятиями есть. Взрыв - это детонация из-за концентрации газов или паров взрывоопасных веществ, а хлопок – то же самое, только в меньших объёмах. Разница между пожаром и возгоранием тоже заключается в масштабе.
Между тем из-за информационной путаницы в результате ЧП пострадал глава региона. Как сообщила телекомпания РЕН-ТВ, «на Ачинский нефтеперерабатывающий завод для прояснения обстоятельств ЧП отправился врио губернатора края Виктор Толоконский». Очевидно, речь идет о прошлогоднем пожаре на том же НПЗ, когда Толоконский еще не был губернатором и действительно выезжал на завод. Впрочем, журналистам, наверное, трудно поверить, что такой принцип баллистики как «эллипс рассеивания» («снаряд дважды в одну воронку не попадает») на этом предприятии не действует.