МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Красноярск

Местные продукты дали бой импорту

Анатолий Цыкалов: Пустые полки жителям Красноярского края не грозят

 «Сегодня люди, заходя в те или иные торговые точки, очень остро реагируют на изменения цен. Внимательно следят за динамикой стоимости основных продуктов. Наша задача - дать населению возможность широкого выбора и одновременно сделать все возможное, чтобы сохранить минимальные цены на социально значимые товары», - заверил корреспондента «МК» министр промышленности, энергетики и торговли Красноярского края Анатолий Цыкалов. Министр заявил, что пустые прилавки и полки жителям края не угрожают. Какие конкретно меры по обеспечению продовольственной безопасности предпринимает правительство?

Фото предоставлено пресс-службой правительства Красноярского края

Ценам приказано стоять

Уже больше года вся страна, в том числе Красноярский край, живет в условиях продуктового эмбарго. На практике это означает, что некая часть продовольственного ассортимента попала под запрет ввоза в Россию. Тем не менее, соцопросы показывают, что жители региона не слишком ощутили на себе ограничения: на смену дорогим, элитным товарам пришли местные сыры, масло, молоко, хлебобулочные изделия, мясо, куры, яйца.

Анатолий Цыкалов говорит, что за год удалось сохранить все группы продтоваров. И главное – нарастить в этих группах долю местных, региональных продуктов. Не секрет, что для краевых властей важными задачами были и остаются развитие сельского хозяйства, перерабатывающих производств, стимулирование предпринимательства в области торговли и потребкооперации. Стремление покупать «наше» продемонстрировали и жители края. А для инициативных сельхозпроизводителей время санкций стало периодом развития и роста. Постепенно в регионе увеличивается производство основных продуктов.

Да и торговые сети, которым усеченный ассортимент нужно было замещать другими товарами, стали инициаторами увеличения на полках доли местного продовольствия. Ритейлеры ответили конкретными действиями на призыв региональных властей сохранить минимальные цены на перечень главных товаров.

Еще в начале года торговые сети, работающие в крае, заявили о добровольном регулировании цен на социально-значимые продукты. Шесть сетей подписали соглашения с краевым правительством. На десятки позиций товаров социальной группы цены были заморожены. В разных сетях действовали в течение полугода свои собственные условия, при этом в группу социальных товаров с фиксированной ценой попали молоко, сливочное и растительное масло, хлеб, мясо, рыба, крупы, макароны и овощи.

Сейчас, рассказал «МК» министр Цыкалов, договорённости с предпринимателями в области розничной торговли вышли на следующий уровень:

«Министерство промышленности, энергетики и торговли актуализировало мероприятия в рамках соглашений с торговыми сетями, которые направлены на сдерживание необоснованного повышения цен на социальную группу продовольственных товаров. Это выполнение поручений губернатора Виктора Толоконского по стабилизации ситуации на потребительском рынке. По итогам переговоров с руководством торговых сетей возобновлены мероприятия по сдерживанию цен. Приняты решения расширить формат работы и ввести новые акции и спецпредложения. Заключена целая серия соглашений с ритейлерами транснационального, федерального и регионального значения. С «Метро Кэш энд Керри», «О’Кей», «Лентой» и Ассоциацией розничной торговли. В последнюю входят региональные сети «Командор» и «Красный Яр». Местная сеть магазинов «Пламя-81» также подписала соглашение. В основе документов – ключевые направления сотрудничества. Они связаны с усилением позиции краевых и российских производителей. Дополнительно предполагается создание благоприятных условий для стабильных поставок продуктов питания, которые не производятся в регионе. В результате должна повыситься доступность продтоваров социальной группы для жителей региона».

Разные сети по-разному сформулировали для себя условия социального партнёрства с краевой властью, а значит, и с конечными потребителями. Где-то это будут специальные акции-продажи по низким ценам, где-то – установление фиксированных цен на продолжительный период, многие установили для самих себя минимальные – от одного до пяти процентов – торговые наценки. Например, сеть «Метро», по словам Цыкалова, заморозила цены почти на тысячу наименований товаров. В «Командоре» действует сразу несколько программ скидок. Там же планируется организация прямых поставок товаров от производителей для сокращения логистической цепочки и снижения цен. Сеть «О’Кей» также пообещала скидки на тысячи товаров из своего ассортимента.

«Все руководители торговых компаний понимают: политику низких цен необходимо продолжать. И не только в рамках фиксированного срока, но и с учетом изменений ситуации на рынках», – пояснил Анатолий Григорьевич.

Как рассказал Цыкалов, будут приниматься меры и по увеличению на прилавках доли местных продуктов – молочных, мясных, овощей, круп. При этом в магазинах появятся специальные идентифицирующие эмблемы, надписи о том, что товар произведён на красноярской земле.

Также компании включают в списки товаров с фиксированными ценами непродовольственные товары первой необходимости.

Эти меры вносят существенный вклад в стабилизацию ситуации на потребительском рынке.

Ярмарки круглый год

Сегодня в регионе разрабатывается «Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года». По словам Цыкалова, одной из частей документа станет концепция программы развития в области торговли и обеспечения продовольственной безопасности. Программа коснётся деятельности двух ведомств – минэнергопромторга и минсельхоза. Именно благодаря глубокому взаимодействию этих структур реализуется еще одна краевая новация – ярмарки. Для обеспечения доступности продовольственных товаров на них акцентируется особое внимание. С начала года в городах и поселках края с населением более 2,5 тыс. человек состоялось более 2700 мероприятий выездной торговли. Если раньше ярмарки были приурочены к праздникам, то теперь в городах и районах можно приобрести свежую продукцию от фермеров почти каждый выходной день.

«Министерство совместно с органами местного самоуправления работает над активизацией ярмарочной торговли: в некоторых территориях уже постоянно действуют ярмарки выходного дня, работают торговые площадки для реализации продукции краевых сельхозтоваропроизводителей и из личных подсобных хозяйств. Те, кто занимается садоводством и огородничеством, также могут самостоятельно продавать свою продукцию», – рассказали в министерстве. В городах и районах для фермеров выделены специальные площади, здесь провели электричество, обеспечили санитарные условия. Этим и отличаются ярмарки от несанкционированной, стихийной торговли. Там, где позволяют погодные условия, они станут круглогодичными. Анатолий Цыкалов подчеркивает, что места за прилавком предоставляются на бесплатной основе. За счет этого и цены оказываются ниже магазинных примерно на треть. Еще один эффект: ярмарочные цены дают «сигнал» крупным ритейлерам на снижение, поскольку создают конкурентную среду.

В министерстве уверены: пустые полки и дефицит продуктов краю не страшен. «Мы сформировали госзаказ для производителей. В ближайшее время планируем обсудить создание регионального логистического оптово-распределительного центра, который будет гарантированно закупать продукцию у фермеров, мелких товаропроизводителей и доводить ее до кондиции, которая требуется крупным торговым сетям. Это позволит снизить затраты на доставку продуктов и хранение», – пояснил Цыкалов.

Алкоголю прописали проверки

Кроме заморозки цен и создания благоприятных условий для региональных производителей продуктов, в министерстве промышленности, энергетики и торговли продолжают контролировать ситуацию с нелегальным оборотом алкоголя.

Сегодня в регионе сохранилось единственное предприятие, которое обеспечивает приток акцизных платежей в краевой бюджет – Красноярский водочный завод. В ближайших планах – возобновление работы гиганта вино-водочной отрасли края, завода «Шушенская марка». Как говорит Анатолий Цыкалов, предстоит обширная работа по восстановлению остановившихся производств: «Сейчас рынок формируется главным образом из привозной продукции. Поэтому остро стоит проблема контрафакта. Для ее решения требуется объединение усилий всех заинтересованных сторон – органов исполнительной власти, силовых структур, общественности. Особую ответственность в этой работе мы возлагаем на оптовое звено, обеспечивающее поставки в регион. В России для упорядочивания производства и оборота вино-водочной продукции внедрена целая система – федеральная акцизная марка, система учета оборота алкоголя ЕГАИС. Но до сих пор есть способы, позволяющие недобросовестным производителям из других регионов обходить эти меры по снижению доли контрафакта. При министерстве создано подразделение для выявления продукции, по которым не уплачены акцизы».

Участники рынка также занимаются саморегулированием. На территории края действует добровольная общественная организация – некоммерческое партнёрство «Енисейская алкогольная ассоциации», в которую входят основные региональные оптовики. Они сами учредили организацию для создания системы добровольной сертификации и дополнительной выборочной проверки торговых сетей. У ассоциации, по планам, будет своя региональная марка, которая защитит рынок от незаконной продукции.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах