«В своё время Верди завещал не театрализировать «Реквием», отчасти мы выполнили его завет, - рассказывает режиссёр-постановщик спектакля Надежда Столбова. - У нас нет постановки в прямом смысле слова. Всё будет по классическим канонам: на сцене оркестр, перед ним стоят солисты, хор, сидящий на высоком станке времён Шекспира, возвышающийся над всеми. Мне бы хотелось, чтобы при помощи проекций зритель смог услышать и, главное, понять музыку Верди. Возможно, даже почувствовать животный страх, поскольку эти эмоции очень схожи по «окраске и тональности» с музыкой композитора».
Однако красноярское представление не лишено новаций. К примеру, на «заднике» сцены будут демонстрироваться благодаря цифровой революции, дошедшей и до театральных подмостков, видеоизображение. Для этого используются серии офортов Франсиско Гойя: «Капричос» (в переводе с испанского Los Caprichos – причуды), «Диспаратес» (испанское выражение Los Disparates переводится как «нелепость, безумства»), а также репродукции работ великого Микеланджело, фотографии готических соборов, где некогда исполнялось это музыкальное произведение.
Музыкальный критик, преподаватель красноярского колледжа искусств Любовь Лаврушева оценивает событие как исключительное: «Реквием» - это шедевр шедевров! Это изумительное произведение! Как настроиться на восприятие такой нелегкой, сложной музыки? В мире только два самых популярных и знаменитых реквиема – Моцарта и Верди. Последнее исполняется реже, и настраиваться нужно на него как на нечто возвышенное! А вообще это большое событие и удача для красноярских театралов, которые могут сегодня соприкоснуться с музыкальным раритетом. Тем более что сегодня вечером на сцену выйдут мастера оперного искусства международного класса. Хотелось бы, чтобы такие события происходили ежегодно. Ведь это подтягивает нашу собственную оперную труппу! Ведь им не хочется ударить лицом в грязь…»
Главные партии исполнят титульные гости проходящего сейчас в Красноярске фестиваля «Парад звёзд в Оперном». Это народные артистки России, солистки Большого театра Лолитта Семенина (сопрано) и Ирина Долженко (меццо-сопрано). Мужские партии отданы на премьерном показе солисту Измирского театра оперы и балета (Турция) Эрдэму Эрдогану (тенор) и солисту Мариинского театра из Санкт-Петербурга, народному артисту Башкортостана Аскару Абдразакову (бас).
ХХХ
Аскар Амирович перед премьерой побеседовал с «МК».
Его пригласили для участия в спектакле явно не случайно. И роль здесь сыграли не только безусловные профессиональные достижения и мировая известность. Дело в том, что красноярская постановка «Реквиема» готовилась в рамках ежегодного международного фестиваля «Парад звезд в Оперном». В этом году международный «Парад» проходит в шестой раз. Каждый сезон событие по традиции бывает приурочено к какой-либо значимой дате в оперном мире, и нынешний фестиваль посвящен 90-летию самой титулованной певицы России, народной артистки СССР Ирины Архиповой. Ее считают «царицей русской оперы» и одной из лучших меццо-сопрано мира. Именно под ее руководством Аскар Абдразаков получил фундаментальные знания и сформировался как большой артист. После окончания Уфимской государственной консерватории он учился в аспирантуре Московской государственной консерватории в классе легендарной Ирины Архиповой. Еще в студенческие годы началась череда побед на международных конкурсах, где певец получал только первые премии и Гран-при.
Он родился в Уфе, в городе с богатыми культурными традициями, где начинали карьеру Федор Шаляпин и Рудольф Нуреев, где родился Владимир Спиваков. Выступал на лучших мировых сценах - Метрополитен-оперы, Вашингтонской оперы, Ла Скала. Его голос слышали на подмостках мадридского Театро Реал, парижского Театра Шатле, Баварской государственной оперы, берлинской Дойче-опер…
Как он чувствует себя на красноярской сцене? И чем полезен ей опыт выступления мировых звезд рядом с красноярскими исполнителями?
Абдразаков говорит, что на красноярской земле он не впервые. Все окрестности и красоты, которые его поразили, успел осмотреть: «А на вашей сцене чувствую себя комфортно, и не вижу никакой трудности или сложности в том, что одновременно будут выступать мастера разных школ и стран. Когда выходишь на сцену и поешь, ты становишься участником представления. Для красноярских исполнителей это, безусловно, позитивный опыт, который обогащает. Вообще социальный лифт в оперном мире работает, через конкурсы, где осматриваются молодые исполнители - они в случае побед получают приглашение в лучшие театры страны. Мне довелось выступать на одной сцене с Ириной Константиновной (Архиповой, – «МК»), и это совершенно было невероятно и божественно! Когда я приезжаю в Красноярск, например, я не чувствую, что я овеян славой Мариинского театра; каждый, кто выходит на сцену - прежде всего артист. За титулом солиста знаменитого театра стоит твой труд, неограниченный репертуар и мастерство. А Мариинка сегодня – это огромная фабрика, каждый день - аншлаг».
Опера, соглашается Абдразаков, сохранила флер элитарного искусства. К восприятию сложного произведения надо готовиться, - советует мэтр. Почитать либретто, внутренне настроиться на высокое искусство. А не прибежать с улицы впопыхах. «Опера вообще требует интеллектуальных усилий. Причем прежде всего от исполнителя – надо ходить в музеи, смотреть живопись, слушать музыку в широком контексте. Тогда в глазах появится смысл, который передастся и голосу. Опера воспитывает людей, начинать надо на ней как на элитарном искусстве учить детей», - резюмирует певец.
Аскар Абдразаков не оставил без комплиментов руководство красноярского театра. Ведь и его директор Светлана Гузий, и художественный руководитель красноярской оперной труппы, она же солистка Большого Ирина Долженко, по его словам, «большие труженицы, которые знают, что никто им на блюдце не принесет успех»: «Проводят вот такие масштабные фестивали. Честь им и хвала!»
А Любовь Лаврушева уверена, что подобные мероприятия не случайны для столицы края. Ведь Красноярск дал миру прославленных исполнителей. И не только Дмитрия Хворостовского. Преподаватель рассказывает: «Например, муж Ирины Архиповой, тенор Владислав Пьявко, ныне президент Фонда Ирины Архиповой, профессор московской консерватории, родом из Красноярска. А до революции в Красноярске начинал как исполнитель-любитель Владимир Пикок. Впервые он выступил в концерте, посвященном 100-летию М. И. Глинки (1904 год), в железнодорожном театре Красноярска. А прославился первым исполнением партии «Звездочета» в опере «Золотой петушок» Римского-Корсакова в Большом, где в 1920-е годы служил солистом. Наш земляк - Владимир Словцов, которого принято называть сибирским соловьем, тоже известен за пределами страны». Оперные открытия, по словам Лаврушевой, еще впереди, и новое поколение исполнителей - тому подтверждение.
ХХХ
Одной премьерой, пусть и такой знаменитой, «Парад звезд» не обойдется. Он продлится до 19 марта. В афише заявлены «Кармен» Бизе, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Аида» Верди, «Борис Годунов» Мусоргского. Именно в этих спектаклях блистательно выступала Архипова. Несмотря на политические и экономические трения России с западным миром, для участия в гала-концертах, обрамляющих «Парад звёзд», в Красноярск приехали именитые мастера сцены. Среди них народная артистка СССР Ирина Богачева (Мариинский театр, Москва), народный артист СССР Владислав Пьявко, народная артистка России Людмила Магомедова, народная артистка России Лолитта Семенина (Большой театр России, Москва), народный артист Башкортостана Аскар Абдразаков (Мариинский театр, С-Петербург), заслуженный артист России Владимир Кудашев (Новая Опера, Москва), заслуженный артист России Роман Муравицкий (Большой театр России, Москва), Небойша Бабич (Сербский национальный театра, Нови-Сад), Эрдем Эрдоган (Измирский государственный театр оперы и балета, Турция). Дирижировать на фестивале будут Дмитрий Волосников (Новая Опера, Москва), Лоран Кампеллоне (Франция), Александр Коич (Сербия), Александр Соловьев (Большой театр России, Москва).
Одновременно с оперным марафоном открылась выставка, посвященная Ирине Архиповой. Посетители могут увидеть театральные костюмы оперной дивы, ее аксессуары и редкие фото.