Железногорск встречает ТОР

Эксперты оценили масштаб грядущих преобразований в ЗАТО

Последней новостью в череде социально-экономических событий в крае стало получение Железногорском статута территории опережающего развития – ТОР. За получение этой аббревиатуры для закрытого административного территориального образования (ЗАТО) региональные власти ходатайствовали вместе с крупнейшими предприятиями и Госкорпорацией «Росатом» на федеральном уровне несколько лет подряд. Дело в том, что статус даёт многочисленные возможности моногородам привнести импульс для своего развития за счёт налоговых преференций и привлечения инвестиций. «Железногорск-2.0», или большая перезагрузка, – так оценили опрошенные «МК» эксперты решение, которое преследует долгосрочные цели.

Эксперты оценили масштаб грядущих преобразований в ЗАТО

Режим особого благоприятствования

Постановление о новом статусе ТОР для Железногорска подписал председатель правительства страны Дмитрий Медведев. В документе говорится, что это будет «способствовать созданию дополнительных рабочих мест, сохранению кадрового потенциала города, созданию гражданских производств на основе инновационных разработок предприятий атомной отрасли, привлечению инвестиций».

Но прежде чем оценить, какие перемены ждут ЗАТО, вернёмся немного в историю вопроса.

Впервые о возможностях ТОР в регионе заговорили в 2015 году. Через год, когда на уровне федерации разрешили создавать ТОРы в ЗАТО, краевые власти немедленно воспользовались новацией. В августе 2016 года заявка на создание ТОР в Железногорске от региона была направлена в минэкономразвития России. И в начале 2018 года судьба проекта ТОР для Железногорска была решена.

О перспективах, которые сулил статус, говорили политики и эксперты в конце прошлого года в Железногорске на VI Инновационном форуме, посвящённом «умным городам» и возможностям цифровой экономики. Так, председатель регионального правительства Виктор Томенко заявил, что проект ТОР будет реализован в первом квартале 2018 года:

– В Железногорске базируется научно-технологический центр развития края и работают наши партнёры – госкорпорации «Росатом» и «РК». Они делают ставку на край и планируют укреплять сформированный ядерно-космический кластер. Вместе с тем, мы работаем над созданием территории опережающего социально-экономического развития и находимся уже в завершающей стадии. Сегодня мы живём в условиях, когда прорывные технологии стремительно врываются во все сферы нашей жизни. Красноярский край готов стать пилотной площадкой для реализации программы развития цифровой экономики в нашей стране. Мы готовы к сотрудничеству с носителями компетенций, готовы внедрять «умные» технологии на уровне целых городов. И Железногорск лучше других городов может опробировать эти технологии.

На этом же форуме руководитель Управления по работе с регионами Госкорпорации «Росатом» Андрей Полосин сообщил, что правовая коллизия, которая препятствовала юридическому оформлению ТОСЭР, успешно разрешена (ТОСЭР – Территория опережающего социально-экономического развития – так ТОР называют в Росатоме).

О перспективах говорили полпред президента РФ в СФО Сергей Меняйло и врио губернатора Красноярского края Александр Усс во время недавнего визита в Железногорск. Так, по словам Александра Викторовича, «важен новый акцент, к которому мы стремимся, – необходима более тесная кооперация крупных предприятий-лидеров с небольшими компаниями». А это и даёт статус ТОР.

Известно, что в ТОР «Железногорск» будут применяться таможенные процедуры свободной таможенной зоны, установленной правом Евразийского экономического союза. Создание инфраструктуры особой территории будет финансироваться за счёт внебюджетных источников. Также будет действовать «спецрежим» по налоговым платежам за землю, имущество и прибыль организаций. Готовится и упрощение административных процедур.

По планам, в ближайшие десять лет в Железногорске создадут более полутора десятков новых высокотехнологичных производств с общим объёмом инвестиций, которые оцениваются в 10,3 миллиарда рублей. А поступления в бюджеты от деятельности инновационных производств превысят, по прогнозам, 20 миллиардов рублей. Это позволит создать более 1300 новых рабочих мест.

Крупные предприятия Железногорска, такие, как Горно-химический комбинат и Информационные спутниковые системы, будут выполнять роль заказчиков для компаний малого и среднего бизнеса – МСБ. Это приведёт к тому, что небольшие, но высокотехнологичные предприятия станут своего рода подрядчиками: они смогут встраиваться в существующие производственные процессы, изготавливать отдельное оборудование или обслуживать автоматизированные системы, приборы и так далее. Иными слова, укрепятся кооперационные связи между предприятиями – лидерами ядерной и космической отраслей и компаниями из разряда МСБ, которым нужны пистонные заказчики.

Особый статус – особый город

По поводу статуса ТОР руководитель управления по работе с регионами госкорпорации «Росатом» Андрей Полосин высказался так:

– Мы создавались, строились, развивались и будем развиваться вместе с городами, где размещены наши предприятия, – в Красноярском крае это ЗАТО Железногорск и Зеленогорск. Здесь планируется развитие производств – будем создавать новые рабочие места, платить налоги, обеспечивать программы, которые позволяют городам жить на основе кооперации с основными производствами. Это и есть та идеология, которая позволяет говорить о том, что мы развиваемся вместе с городами.

А Сергей Переслегин, социолог, физик, публицист, научный руководитель ООО «Знаниевый реактор», считает, что исторически ЗАТО всегда было структурой, созданной государством для реализации интересов страны:

– Миссия «Росатома» причудливо соединяет в себе индустриальные, постиндустриальные и транс-индустриальные черты. В большей степени она находится в пятом технологическом укладе – это экономика услуг, знания, веб-борьба за мировой рынок. Но если мы переходим в шестой технологический уклад, то тогда территории присутствия «Росатома» должны быть витриной всей отрасли атомной энергетики.

По его словам, города трансиндустриального общества ориентированы на производственную деятельность:

– Это даёт ЗАТО и моногородам большие шансы на сильное и быстрое развитие. Они, как и все постиндустриаль­ные города, должны иметь сложную, живую структуру и создаваться вокруг мыслительных пространств. Монополис позволяет развивать среду не только в ЗАТО, но и соседнюю территорию. Все остальное – это работа над «обогащением» человеческого капитала.

Политолог Юрий Москвич считает, что получение статуса ТОР для Железногорска очень хорошая для всех новость:

– Создание первой в крае территории опережающего развития важно сразу по нескольким причинам. Первая и самая важная – в крае реально появится островок новой управленческой, правовой и экономической культуры, без которой инвестиции (и последующие доходы города и края) практически невозможны. ТОРы создаются во многих странах, прежде всего, для получения максимума эффективности и прибыли, и именно за этим идут в них инвесторы. Новая предпринимательская культура значит сейчас даже больше инвестиций. Иметь возможность осваивать новую культуру принятия решений и создания благоприятных, «дружественных» для инновационного бизнеса условий реально в своём городе и своём крае – это дорогого стоит для всех нас.

По его словам, очень важно, что изначально ТОРы нацелены, при помощи новых технологий, на большой успех и в стране, и в мире:

– А это сегодня невероятно значимо, поскольку мы уже в процессе новой промышленной революции. Успех Железногорского ТОРа придаст новые силы и знания другим в крае, чтобы вовремя войти в этот процесс и быть в нём успешным. Фактически открытием этой ТОР в крае дан старт созданию нового сектора экономики. Мне кажется, это неизбежно ускорит создание и других территорий опережающего развития в крае.

По мнению депутата Законодательного собрания края, руководителя региональной рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика» Егора Васильева, проект изначально был задуман как кластерная точка экономического роста:

– Системы благоприятствования нацелены на развитие инновационных производств. Железногорск стал первенцем. Мы ожидаем развития ЗАТО с удвоенной энергией. От Горно-химического комбината «Росатома» в тесной смычке с промпарком и другими предприятиями ожидаем роста экономики. ГХК сегодня – это и оборонный щит нашей Родины, и высокие технологии, и передовая наука. В стране не так много подобных стратегически важных предприятий, которыми мы могли бы так гордиться. В атомной промышленности мы лидеры!

Депутат Госдумы РФ от края Раиса Кармазина тоже считает итог рассмотрения заявки от региона перспективным и оптимистическим:

– Это новые технологии, и это самое главное. А значит, и новые рабочие места. Надо понимать, что Железногорск сегодня – это цифровая экономика, которой нужен человеческий капитал нового качества. И ТОР позволит эту задачу решить. Важно, что край включился в проект ТОР. Я сама лично выходила с поправками в федеральные законопроекты, которые касались развития Восточной Сибири. И Железногорск – важнейшая площадка для этой стратегии. Это удачно вписывается в концепцию Енисейской Сибири. Важно, чтобы наши ЗАТО были в федеральной повестке. Это будет технологическая революция. А «мирный атом», как часто символично именуют ГХК, – большой прорыв и для края, и для страны, и для мировой экономики. Это позволяет укрепиться в уверенности, что продукция, произведённая в рамках кооперации ТОР, будет востребована везде.

В свою очередь, экономисты уверяют: Железногорск и сейчас очень динамично развивающий город. Евгения Бухарова, директор Института экономики, управления и природопользования СФУ, профессор, депутат горсовета Красноярска, напомнила:

– Не забывайте, что это территория с высоким уровнем человеческого капитала. Здесь расположены флагманы нашего российского хайтека. Поэтому статус ТОР – признание уровня предприятий города. Они выпускают продукция с очень высокой добавленной стоимостью. Происходит не снижение уровня социального капитала, а усиление. И это во многом заслуга ГХК и других предприятий. Будет ли развиваться ЗАТО как порождение советской эпохи индустриализации благодаря ТОРу? Это мем своего рода. Все страны ищут способы стимулирования территорий, где есть концентрации таких экономик и нужны импульсы для роста, по-разному такие инструменты называются. Но это мировой опыт.

– Очевидно, что в основе принятого решения лежат бесспорные успехи последних лет ведущих предприятий Железногорска, реально ставших современными и конкурентоспособными в мире. Однако реальных задач у первого в крае ТОРа много, самые главные из них – создание нового, поощряющего бизнес-климата и альянса достойных партнёров. Разрешить их сразу трудно. Но это уже рабочие моменты. Главное состоялось – шаг к новому будущему «формата 2.0» Железногорск и край уже сделали, – резюмирует диспут Юрий Москвич. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру