На слушания, которые состоятся в большом зале краевой администрации, вынесен всего один вопрос - «Об экологической ситуации в городе Красноярске, неотложных и стратегических мерах по её улучшению».
Злободневную тему депутаты решили поднять в преддверии сентябрьских выборов. На зимней сессии парламента народные избранники пришли к выводу, что «воздух в краевой столице перенасыщен химическими примесями, хватает и других экологических проблем, требующих публичного обсуждения».
Почему публичного? Спикер напомнил, что в своё время именно общественность предотвратила появление в Красноярске ещё одного вредного производства – завода ферросплавов. Счастливый финал той истории ставят в заслугу красноярцам и московские экологи. По данным общественной организации «Зелёный патруль», в Красноярском крае зафиксирован самый высокий уровень гражданской активности в России (за исключением Москвы). Неплохо обстоят дела и с финансированием природоохранных мероприятий – край находится в первой десятке российских регионов по этому показателю, - рассказал представитель «Зелёного патруля» Роман Пукалов.
Но, очевидно, важнее всего - катастрофическое состояние окружающей среды в Красноярске.
Столичные специалисты почувствовали это на себе – признались, что начали чихать и кашлять. Уже в первые дни визита экологи отметили загазованность города автомобильными выхлопами. «Лефортовский тоннель в центре Красноярска?» - недоумевают гости, вспоминая одно из самых грязных мест Москвы.
«Безобразного качества бензин продаётся здесь, с высоким содержанием диоксида серы», - поделился впечатлениями от красноярского воздуха Пукалов. По его словам, за такие выхлопы, которыми в Красноярске портит воздух общественный транспорт, в Москве его остановил бы первый же сотрудник ГИБДД. Особенно, по наблюдениям «патруля», грешат в нашем городе частные автоперевозчики - попадаются двигатели класса Евро-0, Евро-1. Красноярску, по мнению «зелёных», необходим срочный переход на стандарт Евро-5, как в Москве.
Свою грязную лепту в воздух Красноярска вносят и незарегистрированные источники выбросов (так их называют экологи). К ним относятся всевозможные склады, автосервисы и другие объекты малого и среднего бизнеса. Пукалов привёл такой пример: рядом с Красноярским заводом цветных металлов, дыма от трубы которого почти не видно, находится небольшое производство - вероятно, частное, - оно дымит сильнее старейшего предприятия города.
Москвичи поделились полезным опытом. В российской столице на бюджетные средства предприятия оснащают специальными датчиками, которые позволяют автоматически контролировать заводские выбросы. Сейчас они есть на 60 из 100 московских производств. «К сожалению, в Красноярске таких добровольцев нет», - заметил бывший замминистра экологии и природопользования администрации края Сергей Шахматов. Он рассказал, что, будучи чиновником, год-два назад предлагал местным предприятиям установить подобные датчики. Откликнулся только Красцветмет, где на свои средства приобрели и установили такое оборудование. Остальные отказались, сославшись на то, что норма об установке на источники выбросов контролирующих датчиков вступит в силу только с 2019 года (то есть к Универсиаде, когда нам обещают почистить воздух в городе).
Подробности: Воздух почистят в ночь со среды на Универсиаду.
А пока красноярские и московские экологи открыли в столице края «горячую линию». Жалобы на загрязнение воздуха принимаются по телефону 8-963-262-19-28. Этот номер актуален для Красноярска и Норильска. «Горячая линия» в Канске – 8-963-254-64-26. В Ачинске – 8-963-267-96-44. По всем заявкам специалисты обещают оперативно выезжать в любое время суток с оборудованием, чтобы на месте взять необходимые пробы для анализов. В тестовом режиме проект под названием «Чем дышит Красноярский край?» будет работать месяц.