- Как отразились на компании экономический кризис и введение санкций? Изменились отношения с западными партнерами?
- Особого падения мы не заметили, потому что стране нужна нефть, уголь, алмазы, алюминий, и их производство не будет остановлено. Оборудование положено через определенное время менять. Подшипники ведь не читают газет и не знают, что в стране кризис - они входят из строя, поэтому требуется замена на новые.
Процесс импортозамещения идет, мы его чувствуем. Многие заказчики обращаются, потому что из-за падения курса рубля импортное оборудование, в частности, вентиляционное, подорожало, - просят заменить на аналог российский, красноярский. Это сильно ощущается. И сегодня, когда многие предприятия ради выживания сокращают работников, снижают зарплату, у нас - обратная тенденция: мы набираем людей, повышаем зарплату, платим все налоги. В этом смысле наша компания оказалась в нужном месте в нужное время.
Что касается санкций и взаимоотношений: у нас много зарубежных партнеров – американские, французские, шведские компании, и прекрасные деловые отношения. В переговорах ни разу эту тему не затрагивали. Для западных компаний российский рынок очень важен. Никто от него не откажется просто потому, что у какого-то президента не сложились отношения с нашим президентом.
Если говорить о бизнесе внутри страны, импортозамещение на руку российским производителям, потому что импорт подорожал и выгоднее покупать свое, отечественное.
- На ваш взгляд, как долго продлится действие западных санкций?
- Российским производителям нельзя обольщаться и расслабляться. Я не верю, что благоприятная экономическая конъюнктура продлится слишком долго. Западные и восточные компании не могут себе позволить просто так уйти из России, этот рынок очень важен для них. Соответственно, они станут думать, что делать, чтобы остаться. Как вариант – конкуренция по цене, чтобы их продукция была доступна.
Здесь есть интересный момент: продукция и услуги западных компаний по цене сильно отличаются у них на внутреннем рынке и в России. Это заметно даже на бытовом уровне: автомобили европейского производства в Европе стоят дешевле, чем у нас. Путевки для европейцев или американцев, которые едут в Европу, продаются по одной цене, а для россиян – по другой. В промышленности - так же. Думаю, крупные зарубежные корпорации начнут приходить к выводу, что надо продавать в Россию по адекватным конкурентным ценам, почти таким, как у себя. Им нужно будет либо адаптироваться, либо уйти с рынка, а уйти никто не захочет. (Единственное исключение - продукция, которую Россия не производит, там цена будет расти.) Так что российские производители сейчас работают на благо потребителей: во-первых, мы заставляем не уходить западные технологии с российского рынка, во-вторых - делаем цены более конкурентоспособными.
- Но, вероятно, не всё гладко с процессом замещения импорта? Наверняка пришлось столкнуться и с трудностями?
- Есть проблемы определенного стереотипа мышления: что это ещё за парни красноярские - наверное, в гараже собирают и продают? В действительности наша продукция по качеству не хуже зарубежной. Мы достигли определенных результатов - наше оборудование приобретают корпорации атомной, нефтяной промышленности, отказавшись от импортного. Компания пошла на то, чтобы сертифицировать свою продукцию по стандартам безопасности в Ростехнадзоре, «Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана».
Заказчики всегда могут прийти на производство и посмотреть, какие люди работают, и как это делают.
Не могу сказать однозначно: импортозамещение – это хорошо или плохо. С точки зрения потребителя, считаю, что плохо, потому что подразумевается отсутствие конкуренции с импортными производителями, и это лишает выбора. С точки зрения государства, с одной стороны хорошо, потому что повышает экономическую и продовольственную безопасность. Но с другой стороны - нет конкуренции, привлечения инвестиций в российскую экономику. Если говорить о производителях, то на краткосрочном этапе - хорошо, потому что для таких компаний как наша это выгодно. Мы имеем возможность в сложившейся ситуации расширять портфель заказов, нарастить финансовые, производственные, технологические, людские ресурсы. Но для производителей отсутствие иностранной конкуренции - минус. В нашей компании, например, научились производить продукцию, потому что смотрели на зарубежных коллег, их технологии были в стране, мы их видели, тянулись за ними. Отсутствие конкуренции всегда плохо. В краткосрочной перспективе импортозамещение хорошо для всех. Время нужно задействовать с пользой, расти и развиваться. Это шанс для нас стать конкурентоспособными.