Штурм рейтинговых вершин
Когда СФУ стал полноправным участником масштабного российского проекта по повышению конкурентоспособности, это событие оценили как одно из самых важных для образовательного кластера в Красноярск крае. Ректор вуза, академик РАН Евгений Ваганов поделился с «МК» стратегическими планами относительно того, как СФУ будет штурмовать вершины мировых рейтингов.
«Международные рейтинги, конечно, важны, - рассуждает Евгений Александрович. - Но главное (и Минобрнауки прямо говорит об этом) – появление в России к 2020 году современных университетов-лидеров. Они должны обладать не только эффективной структурой управления, но и международной академической репутацией. Это даст возможность соответствовать мировым тенденциям развития и мобильно реагировать на глобальные изменения в образовательном ландшафте. Иначе говоря, попадание в «большую тройку» мировых рейтингов – не самоцель. Нам важнее сформировать собственную мощную высшую школу, которую мы почти потеряли в 90-е годы».
Мнение ректора поддерживают и в самом Министерстве образования и науки РФ. Директор департамента минобра Григорий Андрущак задается практическим вопросом: почему государства выделяют средства на развитие университетов? И отвечает: «Страны таким образом борются за будущее — за стратегические преимущества, за экономическое лидерство. Надо понимать, что истинная суть программы совсем не в рейтингах. Это лишь удобный способ отследить результат, но не самоцель. Развитие состоит в том, например, что российские университеты в борьбе за иностранных абитуриентов налаживают международный интерфейс — создают англоязычные программы, приглашают иностранных преподавателей: в университеты «5–100» за два года пришли несколько сотен молодых сотрудников с опытом работы за рубежом. В Россия за последние два года вернулись десятки ученых с мировым именем — они создали здесь собственные лаборатории и исследовательские центры, потому что университеты теперь могут позволить себе платить им достойную зарплату. В результате в России за последние два года сделали собственный квантовый кубит, первый молекулярный биокомпьютер, в искусственных условиях вырастили ткань сердца».
Академия превосходства
«МК» поинтересовался у Евгения Ваганова: трудно ли было попасть в проект Министерства образования?
- Мы более двух лет назад уже участвовали в конкурсе на поддержку программы повышения конкурентоспособности, - отвечает ректор СФУ. - Тогда не стали победителями в конкурсе, но не отказались от своих претензий. И мечты. За это время мы опробовали «пионерные» проекты, расширили взаимодействие с бизнесом, укрепляли научные школы. В результате нам удалось существенно продвинуться. Вот пример: СФУ увеличил в два раза количество научных публикаций; мы нарастили магистерские программы, продолжаем строить современный кампус, развиваем англоязычную среду в вузе.
- Можно ли рассматривать проект «5-100» как стратегию «академического превосходства», которая хорошо известна на примере Китая?
- Тот простой факт, что лидерство системы образования в значительной степени определяет мировое лидерство, осознан мировым сообществом лет 30 назад. Аналоги проекта «5-100» достаточно успешно реализуют около 20 стран. Например, еще около трёх десятилетий назад никто не мог представить, что тот же Китай выйдет на второе место по числу научных публикаций в мире. Интересные данные по финансированию государственных проектов академического превосходства приводит Минобрнауки. Так, в Германия в аналогичной программе участвуют 11 университетов, финансирование составляет € 2,97 млрд. В Китае в 1995–2013 годах на поддержку программ развития ведущих университетов было выделено $ 9,6 млрд. А во Франция в рамках программы, запущенной в 2014 году, - $ 2,2 млрд. Россия за три года потратила на программу около полумиллиарда. Цифры не в нашу пользу, но это не значит, что пытаться не следует. Проект «5-100» - из серии прорывных: как говорится, «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».
- Если представить модель конкурентоспособного университета – как она должна выглядеть для СФУ?
- Работая над обновлённой программой развития, мы как раз и создавали такую модель. Её обязательные компоненты: научные исследования мирового уровня, развитая академическая среда, привлекательные условия для иностранных учёных и студентов, высокая отдача от интеллектуальной собственности, весомый вклад в экономику и социально-культурное развитие общества. Не все эти направления можно уложить в жёсткие оценки рейтингов. Но все университеты, которые находятся или планируют выйти в лидеры, реализуют такую общую модель. Отличия в них - только в расстановке приоритетов.
- Но что-то вы взяли за пример успешного развития?
- В качестве целевой модели нами были определены Университет Альберты, Университет Аляски (Фэрбенкс) и Университет Британской Колумбии. У них и у нас есть нечто общее. Это схожие климатические условия, таёжные экосистемы, развитые энергетические проекты, водные и растительные ресурсы на территориях «влияния» этих образовательных площадок. Главное – эти университеты в короткие сроки стали драйверами развития на своих территориях. При этом они сконцентрировали передовые научные исследования в области Environmental Sciences (природоохранные науки, – «МК») и разработали вместе с компаниями передовые технологии рационального природопользования. Проанализировав истории их успеха, мы выделили основные компоненты, или «разрывы», которые нам предстоит преодолеть, чтобы достичь мирового уровня.
- Иными словами, СФУ планируется развивать на платформе наук об окружающей среде и освоении природных ресурсов?
- Концентрация в нашем регионе крупнейших инвестиционных проектов способствует включению вуза в новое технологическое освоение уникальных природных территорий — тайги и арктических земель. СФУ сохраняет многопрофильность и выделяет те приоритетные сферы, в которых он намерен стать одним из мировых лидеров. Такими направлениями для нас, очевидно, являются исследования в области Sustainable Forestry (in broad sense) (устойчивое лесопользование, – «МК»), географии, дистанционного зондирования Земли, биофизики, биогеохимии и других. У нас уже есть успешный опыт в разработке проектов комплексного освоения уникальных природных территорий, где сконцентрированы лесные массивы, пресная вода и недра, богатые полезными ископаемыми. И это площадка для интенсивного международного сотрудничества. Выход на международный уровень невозможен без титульных масштабных проектов. В числе других - создание сети научно-исследовательских станций и полигонов в таёжных территориях. Их задача - оценка изменений климата и воздействия индустриальных производств на природные экосистемы и международный проект по расшифровке генома лиственницы и её фитофагов.
Отдельным направлением маркетинга станет предстоящая Всемирная зимняя Универсиада-2019, мастер-план которой подготовлен университетом. Она даёт дополнительные возможности для его продвижения за рубежом.
Обязательной составляющей программы является переход на международные стандарты управления. Основные усилия будут направлены на формирование международных экспертных советов и введение практики разработки форсайтов и прогнозных моделей. В связи с этим структура и ресурсы университета также будут перераспределяться с учётом приоритетов и результативности работы.
«Я уверен, Сибирский федеральный университет имеет хороший потенциал, - завершает беседу Евгений Ваганов. - А Красноярский край заслуживает право иметь университет мирового уровня».