Кадры взломают парадокс трудоустройства

Программу обучения приблизили к работодателю

25 ноября 2015 в 11:15, просмотров: 1209

В 2015 году реорганизована сеть учреждений начального и среднего профессионального образования Красноярского края. Теперь в регионе работают 47 техникумов и колледжей, а также 36 их филиалов, которые готовят кадры по 140 специальностям. Задача реорганизации - повышение качества подготовки выпускников.

Кадры взломают парадокс трудоустройства
Фото: pixabay.com

На рынке труда сложилась парадоксальная ситуация: у работодателей есть спрос, у образовательных учреждений - ежегодное предложение в качестве дипломированных специалистов, но первые не всегда могут найти себе сотрудников, а выпускники учебных заведений - работу.

Одна из основных проблем - несоответствие квалификации, с которой выпускник выходит из образовательного учреждения, требованиям работодателя. Поэтому и возникла необходимость переоценить многолетнюю проблему нестыковки спроса и предложения.

«Сегодня совместно с отраслевыми министерствами региона, работодателями мы обсуждаем возможность создания крупных образовательных кластеров в строительстве, лесной отрасли, сельском хозяйстве, - пояснила министр образования и науки Красноярского края Светлана Маковская. - Для машиностроительной отрасли в рамках реализации проекта по подготовке кадров складывается такой кластер с участием пяти техникумов и трех предприятий - «Информационные спутниковые системы (ИСС)», «Красмаш», «Радиосвязь», - а также вузов - Сибирского федерального университета, Сибирского государственного аэрокосмического университета - и Союза машиностроителей».

Большой интерес к внедрению системы более тесной кооперации с образованием, по словам регионального министра, проявляют профессиональные ассоциации предпринимателей сферы сервиса и гостеприимства, организации дорожного строительства.

«Залог успешной подготовки высококвалифицированных кадров, чья квалификация соответствует интересам развития края, - интеграция всех звеньев образования: общего, среднего профессионального и высшего, отраслей, конкретных работодателей и науки, - уверена Маковская. - Ответом на возникшие вызовы, на заявленные губернатором стратегические приоритеты развития края, является значительное укрепление позиций региона в международном движении молодых профессионалов Ворлдскиллс (WorldSkills) в Казани, где красноярцы показали высокий класс на российском уровне. Красноярские студенты завоевали восемь медалей, из них три золотые. Среди регионов России край занял седьмое место. В августе в Бразилии на международном чемпионате Ворлдскиллс из шести наград, завоеванных нашей страной, две принадлежат краю. Это большой успех!»

По словам Светланы Маковской, достижения Красноярского края заключаются не только в количестве завоеванных медалей или в строчке рейтинга - прежде всего это достижения в изменении качества подготовки и значительном росте внимания, уважения со стороны общественности к рабочим профессиям.

ХХХ

Многим вузам, чтобы успеть за изменчивыми тенденциями рынка, приходится пересматривать профильные направления, вводить новые образовательные технологии и активно работать над трудоустройством выпускников. Работодатели взыскательны, и университеты вынуждены выпускать чуть ли не штучных специалистов.

Сегодня востребованы технические специальности. Каждый вуз по-своему решает, как закрыть потребность региона в квалифицированных кадрах. В Сибирском федеральном университете, например, уже в течение двух лет реализуется проект специального инженерного образования. Каждое профессиональное направление связано с тем или иным предприятием - образовательные программы формируются с учётом их требований.

«Мы даём выпускникам и серьёзную языковую подготовку. На двухмесячной зарубежной стажировке показываем им лучшие мировые практики. Так что выпускник такой магистратуры достаточно свободно говорит на иностранном языке, погружён в образцы зарубежных технологий по своему профилю, имеет опыт проектной деятельности. Но это ещё не техническая элита, потому что нет практического опыта. Хотя все два года обучения эти ребята непрерывно проходят практику на предприятиях. Это не то чтобы новый подход – скорее это исправление ошибок последних лет. Подготовка инженера не может происходить в аудитории с энциклопедией в руках», - считает первый проректор по экономике и развитию СФУ Павел Вчерашний.

Однако, как выясняется, не все предприятия готовы к сотрудничеству с вузами. Проблема кроется в непонимании руководителями того, что учебные заведения сменили идеологию сотрудничества с партнерами-работодателями. «Если мы говорим о лаборатории, которую хотим построить, то сегодня это не означает, что предприятие должно профинансировать её строительство, в смысле - «дайте денег». Нам всем необходимо, чтобы их лаборатория, решая их задачи, находилась на территории университета, использовала имеющийся в вузе научный потенциал, исследователей разных отраслей и в дополнение - уже имеющуюся материальную базу. Если мы говорим про подготовку специалистов для цветной металлургии, то это не: «дайте денег, мы вам целевым образом за ваши деньги кого-нибудь подготовим». Нет, нам нужно, чтобы их люди участвовали в разработке требований к компетенциям выпускников, чтобы они дали возможность приобрести нашим выпускникам начальные навыки освоения технологий. Мы, вкладывая государственный ресурс в такую подготовку специалистов, сегодня ещё раз говорим о необходимости радикальных изменений в инженерном образовании. А пока руководители предприятий, когда смотрят на университет, думают, что нам нужны только их деньги», - сетует Павел Вчерашний.

Партнёрство с крупными промышленными предприятиями сегодня необходимо для создания образовательных программ современного уровня. Именно работодатели должны сформулировать заказ по компетенциям. Смена парадигмы диалога с производственниками - это реальный шанс подготовить современного конкурентоспособного инженера.



Партнеры