Педагоги отправились осваивать «целину»

50 молодых учителей отправятся работать в сельские школы края

1 сентября во всех образовательных учреждениях Красноярского края стартовал новый учебный год. Всего в школах будут обучаться более 311 тысяч школьников. Это на 8 тысяч больше, чем в прошлом году. Увеличение числа учащихся – не единственная приятная новость для региона. В крае построено четыре новые школы, три из которых – в сельской местности. Это означает, что сотни ребят придут в новые классы за знаниями. Но следом за открытием новых школ встает вопрос о том, кто будет в них работать?

Не секрет, что кадры, особенно в глубинке, остаются проблемой для руководителей школ, местных властей и регионального правительства. Чтобы стимулировать переезд в сельскую местность молодых педагогов и повысить престиж учительства в целом, в крае была разработана стимулирующая программа-конкурс для молодых учителей, готовых минимум на три года связать свою жизнь с селом. Своего рода «инкубатор» для материальной поддержки тех, кто не побоялся поехать жить и работать в малые населённые пункты. За два года каждый из победителей конкурса получит в общей сложности 350 тысяч рублей.  Насколько эта помощь оказалась существенна для новых сельских тружеников – учителей, разбирался «МК».

50 молодых учителей отправятся работать в сельские школы края
Фото предоставлено пресс-службой правительства Красноярского края

Кадровое освоение целины

Как свидетельствует статистика, около 70 % школ в стране находятся в сельских районах.В них работает примерно половина от общей численности учителей.До недавнего времени портрет среднестатистического сельского учителя выглядел так: женщина 50 лет с дипломом о высшем образовании. Картина – малорадостная: так называемые «стажисты» (преподаватели школ с большим стажем работы и в возрасте, близком к пенсионному) хоть и имеют преимущества и высокие достижения, тем не менее, нуждаются в смене. 

В Красноярском крае выпускники педагогических колледжей и университетов, конечно же, едут на работу в сельскую местность. Но кадровый голод в территориях до сих пор не утолен. Вакансий множество, и не всегда они заполняются. Хотя, как пояснили в министерстве образования края, большое количество свободных ставок вовсе не означает снижение качества образования на селе.Нагрузка перераспределяется между действующими педагогами. А благодаря постоянному повышению квалификации учителей ни один предмет не остаётся за бортом образовательной программы.

Причина недостаточной активности выпускников педвузов в освоении «целины», тем не менее,понятна: переезд из столицы края и других городов,как минимум, требует денежных средств на обустройство. А невысокая зарплата молодого специалиста, связанная с отсутствием педагогического стажа, зачастую делает это несбыточным. Иногда дело о переезде упирается и в квартирный вопрос. Хотя карьерный рост на селе чаще представляется более перспективным и быстрым. Особенно для тех, кто стремится внедрить педагогические инновации.

В министерстве образования края в этом году в третий раз провели набор тех, кто гарантированно поедет в сельские школы работать. Суть состязания заключалась в следующем. Молодым педагогам до 35 лет предложили поучаствовать в конкурсе на получение денежного пособия в размере 350 тыс. рублей. Эти средства будут выплачены в течение двух лет. Привлекательность такой финансовой помощи заключалась в том, что треть миллиона рублей можно использовать на любые цели – строительство дома или усадьбы, аренду и обустройство жилья, оплату коммунальных услуг, повышение квалификации,обзаведение бытовой техникой, автомобилями, покупку земли или сельхозтехники. Иными словами, на усмотрение победителей конкурса! Каждый принимает решение о тратах самостоятельно, исходя из жизненной ситуации.Участвовать в региональной программе получения материальной помощи могли не только жители края и выпускники местных вузов: конкурс был открытым и для претендентов из других субъектов страны. 

Для запуска программы в сельских школах собрали и актуализировали самые «горячие» вакансии. В общий перечень вошли 178, на которые могли претендовать педагоги.Вакансии были подкреплены гарантиями по обеспечению жильем со стороны принимающей стороны – муниципальных и сельских образований.Конкурсанты в случае победы должны были заключить трудовой договор на три года о работе в образовательных учреждениях сельской местности и городских поселков края.

Всего в конкурсную борьбу вступили 83 молодых педагога. Их потенциал и ценность для сельских территорий определила специальная экспертная комиссия. Эксперты оценивали, в первую очередь, востребованность специальностей претендентов. Кроме того, учитывался и средний балл диплома, и наличие у педагога второй специальности или дополнительной квалификации. В итоге победителями были названы 50 человек.

Как рассказали «МК» в министерстве образования края, по итогам конкурса каждый из них получит денежную выплату за счет средств краевого бюджета двумя равными платежами – в 2015 и в 2016 годах. Всего на эти цели в краевой казне предусмотрено 17,5 млн рублей. Кроме того, педагогам будет предоставлено жилье за счет средств муниципальных образований.

Таланты и подвижники

Кто же эти молодые подвижники? Из полусотни победителей конкурса 22 педагога – учителя начальных классов, 11 – преподаватели английского языка, семь – учителя математики, четыре – русского языка и литературы. Остальные – историки, физики, преподаватели физкультуры и информатики. 

Почему именно эти специалисты получили поддержку, понятно: сегодня в крае наиболее востребованы учителя начальных классов, иностранных языков, точных и гуманитарных наук.

Яна Ливинцева стала одной из победительниц. Яна говорит, что очень любит свою работу и ребятишек, считает их жизнерадостными и полными любопытства. Окончила Красноярский педагогический университет всего четыре год назад. Решила вместе с мужем перебраться из Красноярска в Березовский район. И это, главным образом, из-за материальной поддержки со стороны государства.

– Мне 26 лет, родом я из Тасеевского района, – рассказывает Яна.– Поэтому сельскую жизнь знаю не понаслышке и ценю ее преимущества – спокойную размеренность, чистый воздух, экологию. Хочется здесь жить и строить семью. Когда узнали о программе поддержки, долго с мужем не раздумывали. Он работает в краевой столице, поэтому выбирали населённый пункт ближе к Красноярску, чтобы ему было удобно ездить на службу. Поселились в селе Бархатово. В школе у нас замечательный, дружный коллектив, все помогают, много опытных учителей. С детьми всегда интересно. И еще хочется расти в профессиональном смысле, познавать все новое, что есть в нашей работе. Деньги, 350 тысяч рублей, конечно же, для нашей молодой семьи существенны. Это – большое подспорье для решения жилищной проблемы.

Ее коллега по педагогическому цеху, преподаватель русского языка и литературы Татьяна Канарская перебралась на постоянное место жительства также в деревню. За ее плечами – и педагогический колледж, и педуниверситет. Но судьба сложилась так, что десять лет девушка отработала в другой сфере. А когда узнала о программе господдержки, не раздумывая, отправилась в сельскую школу. Делать карьеру и строить усадьбу. По крайней мере, Татьяна поделилась своими жизненными планами в таком ключе.

– Я выбрала Ирбейский район, сама отсюда родом. Сейчас в райцентре мы с молодым человеком, с которым планируем создать семью, строим большой дом в 200 квадратов, уже идет отделка. Вроде привыкла в Красноярске к благоустроенному жилью, но здесь не хуже! Будет настоящая сельская усадьба. К тому же, чистый воздух, нет такого движения и суеты. Курочек вот мечтаю завести, если будет время. Потому что много сил требует школа и подготовка к занятиям. Подписала контракт на работу в местной школе, но, думаю, что останусь здесь навсегда! Я преподаю в пятых-седьмых классах. Для меня – это первый настоящий учебный год в качестве учителя. Тяга у ребят к литературе сильная! Я сама больше всего ценю произведения Александра Сергеевича Пушкина, постараюсь свою любовь к поэзии передать ученикам. У нас в Ирбейском две школы. В этом году сюда приехали восемь молодых педагогов. Коллектив – отличный. Это – важно, потому что вернуться в профессию всегда волнительно. Сейчас все тревоги позади. Денежные средства от государства потратим на завершение строительных работ. Это весомая поддержка для нас! Планирую вступить в профессиональное педагогическое сообщество, благодаря интерактивным технологиями можно и в глубинке быть в центре событий, – оптимистично завершает рассказ Татьяна.

Филолог Канарская упоминала о профессиональном сообществе, которое именуется Ассоциацией молодых педагогов края. Как рассказала «МК» первый заместитель министра образования Красноярского края Наталья Анохина, в регионе создана многоступенчатая система поддержки педагогических кадров: «Ассоциация была создана по инициативе самих участников в 2011 году. Общественная организация дает возможность участвовать в Молодежных педагогических играх, которые способствуют развитию профессиональных компетентностей, позволяют определить свой уровень по сравнению с другими учителями. В этом году в молодежном лагере ТИМ «Бирюса» прошла смена с участием дружины «Молодые педагоги». Учителя обсудили проблемы отрасли, повысили свои компетенции, провели мозговые штурмы. А на августовском краевом педсовете мы подвели итоги конкурса проектов молодых педагогов Красноярского края. Из 17 проектов десять были одобрены экспертами к реализации и получат финансовую поддержку в объеме 1,2 млн рублей. Среди них - проект тематического мини-музея «Умное поколение»воспитателя детского сада № 6 из Зеленогорска Евгении Кривоносовой. Или проект учителя физики и информатики минусинской школы № 47 Ивана Ляхова «Информационное агентство». Мы считаем, что все меры поддержки эффективны. У нас идет планомерное омоложение педагогических коллективов, в том числе в сельских школах. Среди регионов Сибирского федерального округа – мы одни из лидеров.Приведу такую цифру: первые конкурсы по предоставлению помощи при переселении в сельскую местность мы провели в 2011-2012 годах. Сегодня уже  можно говорить о результатах: из 200 молодых педагогов 70 процентов остались работать в малых населённых пунктах, несмотря на то, что контракты по условиям материальной поддержки уже закончились. Конечно, многое зависит и от муниципалитетов. Там, где молодым специалистам выделяют жилье, и кадровые проблемы решаются быстрее. И школы получают новых педагогов, способных не просто давать учебный материл, но быть лидерами в своей деле и двигаться к профессиональным вершинам, формировать новые технологии преподавания».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 16 сентября 2015

Заголовок в газете: Педагоги осваивают "целину"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру