Коров могут пустить под нож из-за нехватки кормов

В Красноярском крае обсуждают вероятные последствия засухи

 На прошлой неделе стало известно, что в южных районах Красноярья засуха, которая длилась больше месяца, нанесла большой ущерб кормовым культурам и остановила рост зерновых. Члены комитета по делам села регионального парламента высказали опасения за урожай. Приводили в пример Иркутскую область, чьи поля также пострадали от жары - там начали перепахивать земли, сочтя, что убирать будет нечего.

Эта информация породила волну слухов о том, что уже в сентябре в магазинах Красноярского края подорожают хлеб и молоко. В обоснованности этих предположений разбирался «МК».

В Красноярском крае обсуждают вероятные последствия засухи
Фото: pixabay.com

 По официальной информации регионального министерства сельского хозяйства, аграрии заготовили кормов порядка 27,5 % от плана. Из-за засухи столкнулись с проблемами хозяйства Краснотуранского (8,4 % от плана), Курагинского (20,8 %), Идринского (26,3 %) и Минусинского (22,2 %) районов. «Недобор грубых и сочных кормов в этих территориях планируется восполнить за счет частичной уборки зерновых культур на кормовые цели, уборки второго укоса многолетних трав и заготовки кормов в других районах края - например, ЗАО «Тубинск» из Краснотуранского района организовало заготовку в Ермаковском. Данные меры должны обеспечить поголовье скота достаточным количеством кормов на зимне-стойловый период. Кроме того, у предприятий должны иметься переходящие остатки – в крае, который является зоной рискованного земледелия, сложилась практика заготавливать корма с запасом на 1,5-2 года», – сообщил вице-премьер правительства региона, министр сельского хозяйства Леонид Шорохов.

Однако в южных территориях края засушливая погода стоит уже не первый год, а это значит, что заготовить корма про запас - тоже проблема. Как объяснил «МК» депутат Законодательного собрания Владислав Зырянов, представляющий в парламенте интересы южан, на этот случай предусмотрена господдержка. «Ситуация с заготовкой кормов очень тяжелая, пострадали ведущие хозяйства. Сейчас министерство совместно с руководителями сельхозпредприятий находят нестандартные выходы, например, перегоняют кормозаготовительную технику на непострадавшие участки полей соседних районов. Но в целом ситуация остается очень серьезной и это длится на юге края в течение уже двух-трех последних лет. В четверг, когда губернатор проводил совещание в Ермаковском районе, я поднял вопрос о том, что пора системно подходить. Есть коэффициент плодородия почвы, и он на территории края разный, на западе больше, чем на юге, поэтому мы должны в господдержке учитывать эту поправку. Министр заверил, что в бюджете 2016 года это будет учтено. Зонирование необходимо при господдержке. На юге должны получать больше, учитывая погодные условия. Что касается нынешней ситуации, как и в предыдущие годы будет применяться схема выделения средств из резервного фонда на закупку кормов хозяйствами. Если нечем будет кормить скот, его будут резать», – рассказал Зырянов.

На вопрос, не подорожает ли в крае молоко из-за сложной ситуации с заготовкой кормов, депутат ответил: «Бред это все. Речь идет о локальных проблемах в хозяйствах, которые в масштабах края не влияют на положение дел в целом. Продовольственную безопасность региона обеспечивают хозяйства, которые находятся в западных районах - Ужурском, Назаровском, Шарыповском. Эти слухи - просто попытка спекулировать на ситуации».

В том, что засуха не станет причиной повышения цен, солидарен с коллегой и председатель комитета по делам села Законодательного собрания Валерий Сергиенко. «Вопрос цен на продовольствие – это не вопрос засухи или ее отсутствия, – уверен депутат. – Это прежде всего политика монополистов. Цены на электричество выросли за первое полугодие почти на 30 %, на минеральные удобрения – более чем на 30 %. Поднялись цены на ГСМ. Плюс ожидания. Сейчас все внушают, что осенью обязательно повысятся цены, и такое давление на рынок вполне может оправдаться. Край у нас огромный, и не бывает засухи краевой, так чтобы сгорело все. Потребление продовольственное не такое большое, чтобы напрямую быть связанным с тем, что происходит на полях. Если бы крестьяне в результате засухи запросили гораздо большую цену за свою продукцию, тогда можно было бы считать, что причина в засухе. Пока же закупочные цены идут вниз. Крестьянин и готов бы включить свои затраты в стоимость продукции, но он не монополист и продает за столько, за сколько покупают, какой бы ни была его затратная часть. За месяц до начала уборки говорить об урожае – все равно, что у змеи искать ноги, никто сейчас не скажет, какой он будет. Пока я катастрофы не вижу».

Необоснованными считают разговоры о возможном подорожании молока и хлеба из-за засухи сами аграрии. Несмотря на все трудности, они не намерены повышать цены на продукцию. «Подорожания зерна не будет, у нас просто его никто покупать не станет, – поясняет генеральный директор ЗАО «Восток» Краснотуранского района Владимир Граубергер. – Цена растет дальше по цепочке – переработчики, коммерсанты поднимают цену. Сегодня стоимость реализации зерна третьего класса зафиксирована государством – 9,60 рублей за килограмм, не ниже. Выше поднять можно, если найдется покупатель, но ниже не должно быть. Это способ помочь сельскому хозяйству выжить. В прошлом году цена была шесть рублей. Но и повышение не успевает за растущими ценами на ресурсы. Сейчас сельхозтоваропроизводителей больше всего заботит паритет цен дизельного топлива, электроэнергии в соотношении с нашей продукцией – молоком, зерном. Если в советское время литр солярки стоил восемь копеек, а цена реализации молока первого сорта составляла 38 копеек, то сегодня реализация молока - 16-17 рублей, а литр солярки – 35 рублей. Раньше на произведенный и реализованный литр молока мы могли купить четыре литра солярки, а теперь нужно два литра молока, чтобы купить литр топлива. То же самое и с электроэнергией: если в то время она стоила две копейки, то сегодня 5,35 рубля. Выкручиваемся, кто как может. За счет дотаций, кредитов. Закредитованность у всех очень большая. Хозяйства, произведя и продав продукцию, рассчитываются по кредитам. Надеялись на другой урожай, а теперь пересчитываем. Тем не менее, производители не будут повышать цены на молоко и зерно. Самая большая накрутка идет в магазинах».

ХХХ

И все же рост цен на молоко и хлеб неизбежен, ведь инфляцию никто не отменял. Если проследить за динамикой изменения стоимости этих продуктов по данным Красноярскстата, увидим такую картину: в 2012 году литр молока в регионе за год (с января по декабрь) подорожал на 2,05 рубля, в 2013 – на 4,83 рубля, в 2014 – на 4,91 рубля. Килограмм хлеба вырос в цене за 2012 год на 4,84 рубля! В 2013 – на 2,05, в 2014 – на 2,8.

В этом году, по прогнозам вице-президента Российского зернового союза Александра Корбута, рост цен на хлеб в стране может составить 12-15 %, если инфляция будет на уровне 7,5 %. «Ожидается обычный незначительный рост, – сообщил в федеральных деловых изданиях Корбут. - Даже если инфляция составит 10-12 %, цена хлеба вырастет на три рубля за килограмм. Причины роста цен надо искать не в подорожании зерна и муки, а в других затратах. Доля зерна в цене на хлеб не превышает 10-12 %. Потребительские цены на хлеб никоим образом не зависят от стоимости зерна».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 29 июля 2015

Заголовок в газете: Гильотина для буренки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру