За год работы депутатов край претерпел множество новаций. Самые громкие и неоднозначно оцениваемые региональным истеблишментом попытался проанализировать «МК».
Темой номер один стали изменения в выборной системе края. В начале 2015 года был принят закон, согласно которому выборы глав муниципалитетов в территориях региона производятся не прямым голосованием граждан. А, как гласит документ, «представительным органом из числа кандидатов, представленных комиссией по результатам конкурса».
Иначе говоря, на суд комиссий из числа чиновников и депутатов будут представляться заявления кандидатов на пост главы муниципалитета. Если говорить ещё проще – выбирать мэра будет узкий круг политиков, а не народ.
За бортом таких непрямых выборов остаются ЗАТО (закрытые территориальные образования, как, Железногорск и Зеленогорск в Красноярском крае) и населенные пункты с менее чем пятью сотнями жителей.
Дебаты на сессиях ничего не дали: закон ратифицирован, ни одной из территорий края не удалось отстоять право на прямые выборы, несмотря на информационные битвы в Красноярске и Ачинске. Когда верстался номер, дебаты шли и на сессии горсовета Красноярска, где предстоит утвердить новую систему выборов главы города через комиссию.
Хотя при обсуждении в стенах ЗС «окно возможностей» было открыто: муниципальные депутаты могли ходатайствовать о сохранении прямых выборов.
Депутат ЗС и лидер парламентской фракции «Справедливая Россия» Николай Трикман считает, что закон стал не только самым важным в сезоне, но и самым печальным: «Получается, что власть не доверяет народу избирать мэров и глав районов! Кроме того, наша партия удручена тем, что так и не принят инициированный нами закон о детях войны. Сейчас мы его пытаемся реанимировать – вместе с коммунистами вносим изменения в закон о ветеранах, чтобы там появился пункт о детях войны».
Лидер фракции ЛДПР Павел Семизоров отметил улучшение финансов края: «По обещаниям краевого правительство до конца года доходная часть бюджета увеличится на два десятка миллиардов. Но негатива добавляет то, что казну края пополнят не только налоговые поступления от крупных недропользователей, но и платежи населения через увеличение тарифов и сборов за электроэнергию и топливо».
Смогут ли парламентарии добиться от федерации сохранения за краем налога на добычу полезных ископаемых, станет понятно уже в новом политсезоне.