Искусство призвали в свидетели эпохи

Художественную историю войны представили красноярцам

 На опушке заснеженного леса, залитого мистическим светом луны, встретились два персонажа - фашист и волк. Оба готовы к схватке, но лицо немецкого солдата, один на один встретившегося со зверем среди сугробов, искажено страхом… Эта картина с необычным колоритом и экспрессивным сюжетом датирована 1942 годом. Художник из Куйбышева Василий Ефанов, пятикратный лауреат Сталинской премии, назвал свою работу «Хищники». Это полотно было размещено на Куйбышевском железнодорожном вокзале, откуда уходили на фронт местные солдаты. Картина впервые после двадцатилетнего пребывания в запасниках Красноярского музея имени Василия Сурикова экспонировалась на масштабной выставке в честь 70-летия Победы - «Поклонимся великим тем годам».

Художественную историю войны представили красноярцам
"Хищники" 1942 года интригуют всех посетителей выставки. Фото: Соня Гуггенхейм

Фрагмент выставки "Поклонимся великим тем годам".
Художник в строю

Главная тема – война в работах живописцев и скульпторов. Значительную часть выставочного пространства заняли документы ушедшей эпохи – фронтовые письма, военные экспликации, записки из концлагерей… Экспонаты отражают и трагедию войны, и гордость за Победу. Это истории из первых уст, рассказанные при помощи кисти, красок, угля и карандашей. Выставка, которая была открыта для посетителей три недели, предлагала вниманию зрителей более 150 работ. Многие – впервые, поскольку прежде они находились в хранилищах. Здесь оказались собраны вместе живописные полотна, графика, плакаты, открытки из фондов Красноярского краевого краеведческого музея, Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова, Красноярской региональной организации «Союз художников России», а также из личных коллекций. Все эти работы связаны попыткой воссоздания образов одной из самых кровопролитных мировых войн.

Несмотря на региональный характер, выставка объединила работы мастеров из разных уголков страны. И разных поколений. Как рассказала «МК» экскурсовод, сотрудник Художественного музея Полина Андреева, всю художественную территорию можно разделить на три раздела: «Первый условно назван «Художник в строю» и состоит из картин, написанных в годы войны. Это подлинники, среди которых есть и настоящие раритеты. К примеру, внимание зрителей приковывает своей необычной цветовой гаммой и напряжённым сюжетом работа «Хищники». Что удивительно - каждый трактует ее по-своему, каждый видит свои ассоциации и наполняет их своими смыслами, в зависимости от воображения и личного опыта соприкосновения с войной». Здесь же представлен такой «рупор эпохи» как графика военного времени «Окна ТАСС» - рисунки-плакаты, создаваемые на основе свежих сводок с фронтов группой художников Кукрыниксов и другими советскими карикатуристами. Эскизы из Москвы с помощью трафарета размножала бригада местных художников. За годы войны выпущено более 600 плакатов этой серии, часть копий представлена здесь.

Во второй раздел, по словам экскурсовода, включены работы, написанные красноярскими художниками, которые уходили на фронт. «Художественное слово, живописное высказывание во время войны имело очень большой вес, значение и, можно сказать, могущество. Многие из полотен становились основой для почтовых открыток. А значит, становились частью повседневной, безусловно, трагической жизни. Через них художники передавали настроение военных событий и человеческих судеб», - поясняет Полина Андреева.

К третьей части выставки отнесены работы, которые написаны в разные годы после войны. Среди них есть совсем новые, датированные 2015 годом.

Свидетели войны

Как говорят искусствоведы, по закону военного времени искусство было приравнено к штыку. Поэтому живописцы имели возможность получить «бронь» и работать в тылу, их талант считался народным достоянием. Однако из 22 членов красноярского союза художников многие ушли на фронт добровольцами. «Все четыре военных года не снимали шинели Я. С. Еселевич, В. И. Мешков, М. Ф. Гладунов, И. А. Фирер. Участником Сталинградской и Курской битв был С. П. Варыгин, участвовали в форсировании Днепра С. Н. Михалев и А. А. Топоев. А. Ф. Калинин, А. М. Ткачев, Ю. И. Худоногов, Н. В. Свалов освобождали Румынию, Польшу, Чехию, Германию… Те, кто после тяжелых ранений были демобилизованы - это А. Х. Абдрахимов, А. Я. Климанов, М. Н. Мишарин, В. А. Назаров, - возвращались в Красноярск и вновь брали кисть и карандаш в отвыкшие от мирной работы руки», - рассказали в краеведческом музее.

Главные герои выставки - бойцы Красной Армии Борис Ряузов и Евгений Кобытев. Их военная судьба сложилась по-разному.

Борис Яковлевич, пейзажист, после войны получил звание народного художника РСФСР (1978) и статус действительного члена Академии художеств СССР (1988). А на фронт он отправлялся добровольцем в составе 78-ой Добровольческой бригады. Несмотря на положенную художнику «бронь», Ряузов служил артиллеристом-разведчиком в 19-ом Гвардейском стрелковом корпусе. В 1946 году после демобилизации вернулся в Красноярск. Его работы военного и послевоенного периодов, как отмечают искусствоведы, заметно отличались. До участия в битвах он изображал бойцов. Став очевидцем и участником войны, он передавал эту трагедию через пейзажи.

У Евгения Кобытева - другая история. Он родился на Алтае, окончил художественное училище и приехал в Красноярск, преподавал изобразительное искусство в педагогическом техникуме им. Горького. Затем уехал на учебу в Киевский художественный институт. Подавал надежды как замечательный портретист. Но вот Кобытев добровольцем уходит на фронт: художник становится солдатом. Его полк попадает в окружение. Раненый в ногу Евгений оказался в немецком плену под городом Хорол Полтавской области, стал узником концлагеря «Хорольская яма». Там на обрывках бумаги художник делал зарисовки и сумел сохранить их. Бежал. Снова встал в строй. Победителем вошел в Германию. В Красноярске была представлена серия графических работ Кобытева, сделанных после плена и звучащих как живая публицистика военных лет. На них – изможденные неволей узники, но их лица полны внутренней силы.

Личная тема

На посвященной общей Победе выставке много личных, лиричных работ, и не только живописных. Несколько скульптурных композиций поражают чистой энергией, добротой, камерностью. Это мини-скульптура пожилой женщины-ветерана с собачкой, и скульптурные портреты воинов. Внутреннюю грусть передает натюрморт «Май». Его автор, участник войны, орденоносец Сергей Варыгин изобразил на фоне распахнутого окна, весеннего пейзажа собранные в ностальгический этюд символы победы и военных утрат. Гвоздики в гильзе от артиллерийского снаряда, фронтовая кружка, кусок черного хлеба…

Эти послания потомкам тонко считывают многочисленные зрители выставки. По словам сотрудников музеев, сюда за сравнительно непродолжительный период работы экспозиции приходили многие посетители, в том числе целые группы из учебных заведений Красноярска, семьи.

Игорь и Мария Масловы считают, что в крае порой можно увидеть произведения искусства, которых лишены многие столичные музеи: «Мы считает, что никакого лишнего пафоса нет на выставке. Мы рады, что тема войны опять возрождается, восстанавливается история страны».

Один из посетителей, пришедший с сыном, признался «МК», что нашел здесь нечто личное для себя: «Для меня эта тема понятней и ближе, чем, мне кажется, для моего ребенка. Но надо и ему начинать узнавать историю страны».

Молодая семейная пара - Павел и Мария - рассказали о своих предках, прошедших войну: «Поэтому и нам эта экспозиция кажется очень волнующей, впечатляющей!»

Любопытно, что усилия властей региона, приложенные для проведения этой выставки, получили некий дополнительный эффект. Пока была открыта сама экспозиция, молодые художники Красноярска провели собственную акцию – на открытии они начали писать портреты трех ветеранов, а когда работы были закончены - вручили их героям своих картин на закрытии выставки. Заместитель министра культуры Красноярского края Ольга Василенко, говоря о целях регионального проекта, отметила: «В столь политически сложное время все глубже осознается величие подвига российского народа в тылу и на фронте. Сегодняшняя выставка нам с вами и особенно молодому поколению позволяет почувствовать ужас военных событий и осознать боль утрат».

А вице-спикер Законодательного собрания края Алексей Клешко так оценил выставку: «К юбилею Победы здесь собраны картины, отражающие не только войну, но и отношение художников к ней. Здесь есть удивительные работы 1940-х годов, уникальные - увы, редко вспоминаемых сегодня мастеров. И эта серьезная выставка с полномасштабными экспликациями эти лакуны в полной мере восполняет. Тема войны продолжается и работами художников более молодого поколения. Например, очень сильным, мощным с точки зрения восприятия для меня является портрет маршала Георгия Жукова на фоне образа - иконы Георгия-Победоносца кисти ушедшего ныне из жизни Степана Орлова. И таких открытий, уверен, и другие зрители, сделали немало».

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру