Самый ожидаемый профессионалами отрасли проект комбината – современный опытно-демонстрационный центр, где будут «обкатываться» новейшие технологии по переработке ОЯТ (отработавшего ядерного топлива), необходимые для замыкания ядерного топливного цикла. Пусковой комплекс центра введут в эксплуатацию до конца 2015 года. Центр позволит отработать технологические режимы в полупромышленном масштабе. В 2018 году ввод в эксплуатацию второй очереди даст возможность приступить к переработке хранящихся на ГХК запасов отработавшего топлива энергетических реакторов серии ВВЭР-1000 в промышленном масштабе. А когда будет понятны все плюсы и минусы технологии, а также ее экологическая приемлемость, тогда на базе центра появится завод по регенерации топлива.
Проект этот стал технологически самым сложным за новейшую историю ГХК. Кроме того, планируется, что в 2015 году будет введено в эксплуатацию производство тепловыделяющих сборок МОКС-топлива для быстрого реактора Белоярской АЭС на Урале. В мире это единственный завод такого плана. По одной простой причине – никто пока, кроме России, не смог сделать быстрого реактора.
Все эти проекты и представляют своего рода технологический прорыв в будущее. Создаваемые производства, по словам руководителя ГХК, относятся к безусловным инновациям.
«Для меня, как инженера, инновации – это модно всегда, ведь по сути это новые технологии, - говорит Петр Гаврилов. - Общество без развития не сможет быть конкурентоспособным. Необходимо всегда быть на шаг впереди других, чтобы иметь эти преимущества. «На шаг впереди» - это одна из ценностей Росатома. Сегодня у комбината много достижений, и все они формируют новые тренды».
Проекты, которые сейчас воплощаются на ГХК, обеспечивают лидерство не только госкорпорации «Росатома», но и всей страны в мирных атомных технологиях. Они связаны с замыканием ядерного топливного цикла. Как известно, на комбинате создается полный технологический комплекс в области обращения с отработавшим ядерным топливом энергетических реакторов и замыкания ядерного топливного цикла. На комбинате сосредоточены сразу три направления - хранение отработавшего ядерного топлива, его переработка и производство нового ядерного топлива.
«В прошлом году мы завершили строительство самого современного в мире производства - МОКС-топлива для ядерного реактора на быстрых нейтронах, - поделился успехами Петр Гаврилов. - В 2015-м будет собрана первая тепловыделяющая сборка с МОКС-топливом для этого реактора. Что касается переработки - во Франции успешно действует завод второго поколения «плюс», и я его дважды посещал. (На языке атомщиков «плюс» означает повышенную безопасность, – «МК»). Наш опытно-демонстрационный центр еще более современный – мы его оцениваем как третье поколение «плюс». На нашем заводе вообще не будет жидких радиоактивных отходов и это принципиальное превосходство. У французов, которые сегодня лидеры, нет такой технологии».
Преимущество замыкания ядерного топливного цикла на быстрых реакторах, которые сегодня есть только у России, заключается в том, что при сжигании ядерного топлива одновременно образуется новое топливо из урана 238, который в энергетических реакторах практически не делится, то есть не дает энергию. Урана 238 сегодня на складах большое количество, этот металл слабоактивен и его хранение безопасно. Если создать технологию вовлечения его в топливный цикл, то уже сегодня человечеству хватит этого топлива на тысячу лет вперед. «В промышленном масштабе МОКС-производство для быстрых реакторов реализовано впервые в мировой практике, и это уникальное производство. Интерес сейчас активно проявляют китайцы, американцы, японцы», - говорит руководитель ГХК.
Только за последние полгода на комбинате дважды побывали японские делегации. Атомщиков из страны восходящего солнца интересует уникальный опыт создания производств замкнутого ядерного топливного цикла и безопасное обращение с ядерными материалами.
Еще одно очень важное конкурентное преимущество – это «сухие» хранилища, подчеркивает Петр Гаврилов. В них отработавшие тепловыделяющие сборки хранятся в герметично заваренной ампуле в среде инертного газа, что полностью исключает их коррозию. Таким образом, одна из главных задач «сухого» хранилища на ГХК - это перевод на более надежное хранение отработавших тепловыделяющих сборок из «мокрого» хранилища. И это главная причина того, почему оно построено на ГХК, а не в каком-либо другом месте.
««Сухой» способ хранения ОЯТ - самый современный, в нашем варианте камерного типа он реализован впервые в мире. Здесь применяются естественные принципы безопасности, которые независимы от техногенных и человеческих факторов. Технология обеспечивает теплоотвод за счет естественной конвекции воздуха. Кроме того, здание из монолитного железобетона даёт высочайшую сейсмоустойчивость - хранилище выдерживает 10-балльное землетрясение и прямое попадание самолёта. Проект примерно в пять раз экономичнее водоохлаждаемых хранилищ», - объясняет суть инноваций доктор Гаврилов.
На прошлой неделе ГХК отметил 65-летний юбилей со дня основания. История этого уникального предприятия, расположенного в глубоком гранитном подземелье на берегах Енисея, стала и историей развития многих передовых атомных и смежных технологий.